Несколько дней назад, а именно, 21 сентября произошло знаменательное событие.
Взимание платы за проезд на участке автомобильной дороги М-11 «Москва - Санкт-Петербург» км 258 - км 334 в обход г. Вышний Волочек началось в 00:00 часов 21 сентября 2015 года.
Режим платного проезда по данному участку вводится на основании постановления Правительства РФ N 18 от 19 января 2010 г. и распоряжения Правительства РФ N 2269-р от 14 ноября 2014 г.
Оператором по взиманию платы выступает ООО «Объединенные Системы Сбора Платы», дочерняя компания ПАО «Мостотрест».
ССЫЛКА Посмотрим на величину тарифов.
Много это или мало?
На сайте ГК «Российские автомобильные дороги» приведена следующая информация.
Строительство и последующая эксплуатация скоростной автомобильной дороги на участке км 258 - км 334 - первый проект, реализованный в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения (ДИС). Срок действия соглашения - 22,5 года. В рамках ДИС исполнитель, помимо строительства, содержания и ремонта (в том числе - капитального) дороги осуществляет инвестиции в проект.
Стоимость контракта - 49,6 млрд. руб., в том числе инвестиции исполнителя - 5,2 млрд. руб.
Категория дороги - 1 А
Общая протяженность - 72 км
Количество полос - 4
ССЫЛКА Долгосрочное инвестиционное соглашение (ДИС)
Предмет данного соглашения включает осуществление инвестором работ по проектированию, строительству (реконструкции) автомобильной дороги (участка автомобильной дороги), осуществлению ее эксплуатацию (включая содержание, ремонт и капитальный ремонт) в течение срока действия соглашения, а также обеспечение полного либо частичного финансирования проектирования и строительства (реконструкции) автомобильной дороги за счет собственных и заемных средств.
ССЫЛКА Из приведенных сведений можно понять, что указанная сумма включает капитальные и эксплуатационные затраты. Только неясно в ценах какого года. Но для прикидочного расчета этого не нужно.
Для начала рассчитаем средние значения валовых сборов за различные единицы времени (без учета неравномерности движения).
Поделим 49,6 млрд. р. на 22,5 лет. Получим 2,2 млрд. р. в год. Или 6 млн. р. в день. Иначе 250 тыс. р. в час.
Вроде бы не так много с учетом того, что пропускная способность полосы составляет примерно 1500 приведенных автомобилей в час, а полос 4. Автолоббист бы сказал, ставьте тариф 50 р. с легковушки и 200 р. с фуры и поехали.
Но неравномерность имеет место быть! Причем более выраженная чем на других ("коммерческих") видах транспорта. Хотя коэффициенты неравномерности доподлинно неизвестны, можно для расчета нулевого приближения взять их как 0,8 для межгодового, 0,6 внутригодового и 0,5 внутридневного (с учетом неравномерности по направлениям).
В таком случае получим, что в день максимальной загрузки следует собрать 12,5 млн. р., а в час чуть больше миллиона рублей.
Так как предоставляется высококачественная инфраструктурная услуга, на платной дороге по определению не должно быть пробок. Для достижения данной цели нельзя полностью заполнять пропускную способность. Возьмем коэффициент запаса, равный 0,9.
Если разделить пропускную способность на 1350 приведенных автомобилей на полосу между транспортными средствами указанных в тарифах классов в пропорции 60/15/10/15, то в дневной час максимума можно собрать до 370 тыс. р. с полосы. А с автодороги до 1,5 млн. р. Это существенно превышает требуемый порог и есть все надежды на прибыль.
Несомненно, "фуристы" да и прочие коммерческие пользователи будут экономить и ездить ночью. И если час максимума вдруг придется на ночь, то валовые сборы составят порядка 900 т.р. с 4 полос. Суть меньше требуемого, но некритично. К тому же такой вариант маловероятен.
Т.е проверка на соответствие тарифов максимальной нагрузке пройдена. Получить требуемые средние валовые сборы с технической точки зрения возможно.
Тарифы для обхода Вышнего Волочка можно назвать адекватными реальным затратам на содержание автомобильных дорог. Теоретически данный участок вполне может выйти на самоокупаемость. В случае, если будет стабильный спрос.
Чего, кстати, трудно сказать о тарифах платных участков трассы М-4 или ЗСД. Они существенно ниже.
Если же пользователи предпочтут халяву и продолжат терроризировать жителей В. Волочка, которые только слегка вздохнули более свежим воздухом, то ни о какой окупаемости нельзя и думать. Бесспорно, что ценовая конкуренция с бесплатным благом невозможна в принципе. Единственное возможное решение лежит в административной плоскости. Можно, к примеру, запретить движение большегрузного транспорта на неких коротких участках уличной сети В. Волочка, используемых для транзита. Либо установить не ряде участков ограничение скорости 20 км/ч (с учетом нештрафуемого порога в 20 км/ч все будут ехать 40 км/ч) в комплекте с техническими мерами успокоения трафика.