Краткая справка о системе содержания дорог в России и некоторых странах в XIX - нач. XX в.

May 16, 2015 17:22

ДОРОЖНАЯ ПОВИННОСТЬ бывает денежная или натуральная. В России существовала та и другая повинность. Дороги в большинстве грунтовые, но есть и шоссированные и мощеные. Дороги делились на дороги главных сообщений или государственные, дороги больших сообщений, губернские, уездные, торговые, почтовые и военных сообщений и дороги проселочные. Дороги государственные устраивались и содержались исключительно за счет казны. Содержание проселочных дорог лежало на обязанности владельцев земель, через которые они пролегали. Остальные же дороги, находившиеся в ведении земств или заменявших их органов, содержались на счет земских повинностей или личною работою (натуральная повинность). Говоря о применении натуральной повинности, следует иметь в виду исключительно дороги, находившиеся в ведении земств и заменявших их органов, так как к дорогам казенным применять натуральную повинность воспрещалось, а проселочные дороги содержались на средства владельцев земель, через которые они пролегали.Хотя, согласно ст.ст. 274-270 Устава о зем. пов., натуральная повинность должна была распределяться равномерно между всем населением, однако последующими статьями того же Устава (290 и 293) распределение натуральной повинности допускалось различно для сельских обществ и землевладельцев; так, исправление полотна лежало на обязанности сельских обществ, владельческие же земли, но исключая казенных и удельных, приписывались к дорожным участкам по соображению потребных для исправления дорог лесных материалов. Во всех неземских губерниях натуральная повинность существовала повсеместно. Повинность эта заключалась в работе по исправлению полотна дороги в постройке несложных дорожных сооружений. Лесной материал на мосты отпускался землевладельцами, доставка же его производилась крестьянами. В земских губерниях не более как в одной четверти всех земских уездов сохранялась натуральная повинность, заключавшаяся в большинстве уездов лишь в исправлении полотна дорог, тогда как дорожные сооружения устраивались на денежный сбор. Натуральная повинность отправлялась в каждой губернии собственными ее средствами и силами и всем ее населением. При раскладке натуральной повинности принимались за основание количество и производительность земель, население, количество платимого сбора и другие, по усмотрению земств, местные соображения. Во Франции содержание и сооружение проселочных дорог для общин обязательно; на этот предмет им предоставлено устанавливать особые денежные сборы и натуральную повинность, высший размер которой (3 рабочих дня) определен законом. Натуральные повинности разделяют на пешие и конные; первыми обложен всякий способный к труду обыватель общины в возрасте от 18 до 60 лет; вторыми - всякий владелец вьючного или ломового скота; всякий может освободиться от натуральной повинности путем взноса соответственной суммы денег. В Финляндии повинность по улучшению дорог лежит на всех землевладельцах без различия-помещиках и крестьянах - и на всех находящихся в уезде промышленных заведениях; денежная сумма, которую на этот предмет должны платить промышленные предприятия, определяется путем сравнения годового дохода этих предприятий с доходами от сельско-хозяйственных имений, на долю коих выпадает количество годичного ремонта дорог. В настоящее время в РСФСР расходы по содержанию дорог проселочных и полевых и дорожных на них сооружений, а равно и шоссейных и грунтовых отнесены на местные денежные средства и в перечне расходов значатся в числе расходов по коммунальному хозяйству.
Лит.: В. Mейен. Обзор России в дорожном отношении. Н. Брежский. Натуральные повинности крестьян и мирские сборы. Проф. И.X. Озоров. Основы финансовой науки, Местные налоги и сборы, приложение к №25 (20 г.) Вестника Петросовета от 31 марта 1923 г.
M. Иславин.

ИСТОЧНИК: Финансовая энциклопедия. Под. ред.  И. А. Блинова и А. И. Буковецкого, М.: Госиздат, 1924, (стр. 322-324).

ШОССЕЙНЫЕ СБОРЫ. Под шоссейными или дорожными сборами понимаются сборы за пользование сухопутными путями сообщения, кроме железных дорог. Когда все движение происходило по водным и по шоссейным дорогам, Ш. С. играли довольно видную роль. С появлением парового транспорта их значение стало довольно сильно падать. Ш .С. являются очень древними. В старое время эти сборы были очень распространенными. Так ,они известны еще в средние века во Франции, Германии, Англии и др .странах. В России они существовали еще в период Киевской Руси. О них говорится в Русской Правде под именем "урок мостьников". Эта пошлина взималась за переезд мостов, через которые лежала дорога. В эпоху Московской Руси существовали очень большие и многочисленные дорожные пошлины, называемые «проезжие пошлины». Последние по своим размерам сильно затрудняли движение по дорогам.
В 1654 г. они были отменены Уставной Грамотой, которая сохранял а силу только за двумя пошлинами :за мостовщиной и перевозами, взимавшимися в пользу казны или в пользу частных лиц, содержавших мосты или переправы. В период империи эти узаконения по сбору дорожных пошлин подвергались значительным изменениям. В последнее время до революции существовал и следующие правила по взиманию Ш. П. Все дороги были разделены на пять классов (закон 1839 г.):
1) Д. государственные или главных сообщений,
2) Д .больших сообщении,
3) Дороги обыкновенных почтовых сообщений из губернии в губернию,
4) Дороги уездных торговых и почтовых сообщений,
5) Дороги сельские и полевые.
Из них первый класс и некоторые дороги 2 и 3 класса считались в ведении Министерства Путей Сообщений. Они управлялись или непосредственно вышеуказанным министерством или же находились во временном управлении земств. Все же остальные дороги 2 и 3 класса и все 4 и 5 класса находились в полном распоряжении земств и сельских общин и иногда частных лиц. Ш. С. с дорог, находившихся в непосредственном ведении Министерства Путей Сообщений, шли в пользу Государственного Казначейства, со всех же остальных дорог они собирались в пользу земств, сельских общин или частных лиц, содержавших дороги и различные дорожные сооружения, как-то мосты, переправы и пр. При этом для последних (частных лиц) они устанавливались с разрешения министра Внутренних Дели обыкновенно в размере равном Ш .С. на казенных и земских дорогах. В некоторых местах России эти сборы были сданы в арендное пользование. Ш.С. разделялись на две группы: на сборы с проезжающих и сборы, которые собирались с окрестных обывателей взамен личных повинностей. В прежнее время в России были очень распространены личные дорожные повинности. К определенному участку дороги были приписаны целые окрестные поселения крестьян, которые должны были своим трудом исправлять дорожные сооружения и дороги. Кроме того существовала особая повинность, заключавшаяся в отпуске леса уделами, казной и частными окрестными землевладельцами на исправление дорог и их сооружений. Все эти повинности после освобождения крестьян, в большинстве случаев, были переведены на денежные. Теоретическим обоснованием этого рода сборов является то обстоятельство, что наибольшие выгоды от дороги получают окрестные жители, мимо селений которых пролегает дорога. С проезжающих сборы взимались за пользование мостами, переправами и самими дорогами. Наряду с обыкновенными сборами в Царстве Польском был установлен на всех дорогах еще особый сбор в пользу казны ,именно мостовая пошлина. Кроме того собирался в России в некоторых местах еще сбор за разведение моста для прохода барок. Для всех пошлин с проезжающих по дорогам в качестве податной единицы служили: верховая лошадь, упряжь, животное. Дорожному сбору подлежали:
1) дилижансы, фургоны и другие экипажи,
2) проезжающие на лошадях почтовых, подорожных, вольнонаемных, собственных,
3) транспорты казенные и частные,
4) извозчичьи обозы,
5) возы с продуктами сельского производства,
6) порожние экипажи.
Освобождались от платежа этих сборов:
1) местные жители,
2) ямщики и извозчики без клади и пассажиров,
3) крестьяне и
4) проезжающие по шоссе, не доезжающие до застав и проезжающие небольшой кусок пути.
Размеры этих сборов определялись по зимнему и летнему положению. В прежнее время они были очень большие и носили, как у на с в России так и в Западной Европе, резко выраженный налоговый характер .Эти сборы сильно тормозили и затрудняли оживление сношений и в этом смысле были крайне вредны для народного хозяйства, почему в новейшее время они были значительно понижены и взимались в сравнительно умеренных размерах. Они покрывают главным образом только издержки по содержанию этих путей сообщений, почему должны быть причислены к пошлинам. В России доход казны от них до революции не превышал 400 000 рублей в год. В Советской России Ш.С. введены только в некоторых губерниях Губернскими Исполкомами, как, например, в Киевской губернии, но общего положения, которое регулировало бы взимание их, до сих пор не издано.
Лит.: История Министерства Финансов.«Свод законов Российской Империи», T. XI.
Александров.

ИСТОЧНИК: Финансовая энциклопедия. Под. ред.  И. А. Блинова и А. И. Буковецкого, М.: Госиздат, 1924, (стр. 857-860).

история, инфраструктура

Previous post Next post
Up