Разобраться или действовать
Кто-то насвинячил на столе. Можно взять тряпку и протереть стол, а можно вместо этого размышлять, откуда это взялось. Первое - разумно, второе - глупо. Всегда есть люди, которые не любят создавать проблемы на пустом месте и готовы действовать сразу, а есть те, которые вместо того, чтобы сразу сделать то, что необходимо, начинать долго анализировать и разбираться.
Разобраться или действовать - две конфликтующие стратегии.
Теоретически все понятно: вначале нужно разобраться, а потом - действовать. Практически же найти правильный баланс очень непросто, и на выбор стратегии влияют и
теоретические концепции, и
тип личности клиента либо психолога-терапевта.
Что касается типа личности, то есть люди, застревающие на "разобраться" и никак не переходящие к действию (переходящие к действию с серьезной задержкой и ненадолго). Условно назовем их - "тормоза". Напротив, есть и обратные примеры, когда люди торопятся действовать, не разобравшись что на самом деле нужно... Им название - "торопыги".
К "тормозам" относятся такие личностные типы, как
тревожно-ответственный и
астенический тип. Торопыги - это "
возбужденный оптимист" (
гипертим), иногда
параноик, которому невозможно просто сидеть и ждать, которому всегда нужно что-то делать. См.
→ Бывает, что запрос "Хочу разобраться в себе" скрывает под собой запрос другой, например снимите мне тревогу.
Это очень часто характеризует девушек: если девушка "разобралась", ей обычно становится легче. То есть реальный запрос был "снять тревогу", а инструментом было использовано "дать успокаивающее объяснение".
Но чаще в запросе "Хочу разобраться в себе" соединяются несколько типовых желаний: желание оказаться в центре внимание, желание себя пожалеть, желание найти что-то, что объясняет мои неудачи - и, в конечном счете, желание решить свои проблемы, ничего для этого реально не делая. Клиенты, задающие этот вопрос, обычно предполагают, что им стоит что-то в себе понять, после чего их жизнь наладится. Они как будто магнитом тянутся к этой детской мечте: найти Золотой Ключик, который откроет им Волшебную дверь. Найти Объяснение, которое решит им все их проблемы. См.
→ Выбор стратегии "разбираться" или "действовать" в работе с клиентами зависит не только от типа личности, но и от той концепции, которой придерживается психолог. Наблюдая работу психологов, несложно отнести их к двум лагерям: те, которые больше объясняют, и те, которые подталкивают к действиям. Если психолог больше внимания уделяет объяснению и пониманию причин проблем клиентов, он тяготеет скорее к
психотерапии, и рядом с ним будут люди, которым важнее понять, нежели действовать (см.
→).
Для них важность понимания - большая. "Зачем ты будешь это слушать, с этим же не понятно, что делать?" - "Буду слушать, чтобы понять". Понимание помогает принятию, успокаивает, приносит в душу покой.
Если психолог в работе с клиентом или участниками больше вниманию уделяют тому, что участники будут делать, ставит перед ними больше задач, подталкивает к действиям - такая работа скорее не психотерапевтическая, а в формате здоровой психологии. См.
→ Разберем на примерах, в чем отличается тот или другой формат психологической работы.
Человека тянет возражать
Предположим, человека все время тянет возражать. Можно, а иногда и нужно, задать вопрос: что стоит за этим? Скорее всего, ответ будет: привычка или живое бессознательное (внутренние выгоды, неосознаваемые влечения)... Что-то, что существует для чего-то, для удовлетворения каких-то глубинных потребностей. Вопрос: разбираться с причинами или просто осваивать Тотальное ДА?
Читайте статью полностью... Видеоуроки по Дистанции
Эффективное влияние
Эффективное влияние - это влияние, дающее нужный результат без нежелательных последствий. Нередко самым эффективным оказывается самое прямое, непосредственное воздействие. Когда вы сильны, мир дружественен или ситуация не сложна - тогда мудрить не нужно, можно действовать прямо и открыто. Попросил - и получил. Вот чек - заверните, пожалуйста. Имею право - потребовал, имею на что - купил.
Но жизнь иногда дает нам более трудные задачки. Иногда прямо не потребуешь, силой не принудишь, заинтересовать особенно нечем или это расценивается как подкуп. В этом случае более эффективными оказываются скрытые или непрямые, косвенные влияния. Как?
Мы живем в мире, где все влияют друг на друга - открыто или скрыто, тонко или грубо, физически или информационно, от души искренне или по здравому размышлению… Наверное, все-таки будет лучше, если все мы будем делать это более осознанно и грамотно, а забота о том, чтобы при любых наших действиях количество добра в мире увеличивалось, всегда будет ориентиром для всех порядочных и цивилизованных людей.
В курсе 5 видеоуроков. Содержание курса:
- Лидер: кто это? Как это? Психология лидерского поведения.
- Лидерская инициатива: секреты успешных технологий.
- Критиковать нельзя, но необходимо. Как звучит эффективная критика?
- Так критикуют мастера: анализ фрагмента из фильма "Большие и маленькие" по А.С.Макаренко.
- Интонации в успешных переговорах.
ПРИОБРЕСТИ!