Запись опубликована
Красная Застава. Вы можете оставить комментарии здесь или
здесь.
ТЕЗИСЫ
НА КОНФЕРЕНЦИЮ ДВИЖЕНИЯ «АЛЬТЕРНАТИВЫ», июнь 2004 г.
Наша конференция посвящена гуманизму. В переводе это слово означает «приверженность человеку». В наиболее последовательном выражении гуманизм требует создания человечного общества, т.е. общества коммунистического - в котором прекращена борьба людей друг с другом, в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (К.Маркс), в котором «забота о ближнем и дальнем - главная мотивация» (И.Ефремов). Поэтому наиболее последовательный гуманизм - это коммунизм.
Первая масштабная попытка начать сознательное (а не стихийное) движение к коммунистическому обществу, как мы знаем, была предпринята в ХХ веке в СССР. Мы также знаем, что эта попытка закончилась поражением, и мы, в конце концов, рано или поздно, должны ответить на вопрос о причинах этого поражения и о том, как избежать его в будущем.
В истории человечества гуманистическая идея реализовывалась в трёх формах.
Первая форма - это путь здесь-и-теперь деятельного преобразования мира на уровне индивидуальных усилий - в научном и художественном творчестве, просто в честном труде - и всегда, по большому счету, в борьбе с несправедливым устройством общества. Эту форму представляют отдельные личности - труженики, творцы и мечтатели, создатели социальных теорий и утопий.
Невозможность реального преобразования действительности усилиями отдельных личностей вызвало к жизни и утвердило вторую форму реализации гуманистических идей. Эта форма стала превалирующей в XIX-XX вв. Она представлена уже не одиночками, а общественными и общественно-политическими движениями, нацеленными на создание социально-экономических и политических условий для гуманистического преобразования общества. Для второй формы было (и остаётся) характерным представление о том, что создание коммунистических межчеловеческих отношений (не экономических, не организационных, а именно человеческих) является вторичным, достижимым «само собой» после утверждения необходимых экономических и социальных условий. Когда мы говорим об опыте СССР, мы говорим, в первую очередь, именно об этой форме.
Прежде, чем переходить к третьей форме, затронем вопрос об общественно-политической силе, выступающей сегодня за коммунистические преобразования. На наш взгляд, программные установки этой политической силы для современной России должны быть следующие (по этапам): (1) народно-освободительная революция - пересмотр результатов приватизации, приоритетное развитие науки, образования, здравоохранения, передовых технологий; (2) социалистическая революция - установление общественной собственности на средства производства, развитие общественного самоуправления; (3) строительство коммунистического общества на действительно научной (а не схоластической) основе, ноосферный путь развития.
Третья форма начинается, когда осознаётся недостаточность одной только общественной и общественно-политической деятельности и складывается субкультура новых людей, стремящихся не только влиять на общественные процессы, но и воплощать гуманистические ценности в себе. «Хрестоматийный» пример такой субкультуры - новые люди, описанные в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
Долгое время значимость субкультуры недооценивалась, она рассматривалась только как естественная основа для общественного движения (например, народники в России середины XIX века или коммунары в СССР периода «оттепели»), но с исчезновением благоприятных условий для движения затухала, т.к. люди не знали, как хранить и передавать идеалы вне активной общественной деятельности. На смену стихийному - а потому спорадическому - должно прийти сознательное формирование гуманистической (коммунистической) субкультуры. Это - необходимое условие для гуманистического (коммунистического) переустройства общества.
По нашему представлению, сознательное формирование коммунистической субкультуры должно происходить путём складывания сети сообществ друзей и единомышленников, главное в отношениях между которыми: «Отныне мы друг за друга в ответе» (по де Сент-Экзюпери). Это означает, что успехи и неудачи любого человека в сообществе переживаются всеми как общие; что все возникающие разногласия рассматриваются как фактор единения (в стремлении эти разногласия преодолеть), а не размежевания; что искренность в отношениях важнее «политкорректности». Так внутри сообществ преодолевается логика межчеловеческого разобщения - этот атрибут современного мира отчуждения и необходимое условие манипуляции сознанием людей. Плюс - совместные обсуждения проблем жизни общества, теоретический поиск, обмен идеями, стремление к гармоничному саморазвитию, самовоспитание, транслирование идей вовне. Наша группа реализует этот путь.
На наш взгляд, в будущем пришедшие к власти коммунисты должны опираться не только на стихийную поддержку народа, но и на широкую сеть обрисованных нами сообществ. Причём именно последние, а не идеологические органы, должны быть основными носителями коммунистической идеи.
31 марта 2004