Сейчас собаку свою, Шедика, стараюсь дрессировать по новой методике: положительного подкрепления. Хотел для иллюстрации вставить с ютьюба отрывок сериала «Теория Большого Взрыва», где герой дрессирует этим методом назойливую соседку, но там не позволяет встраивать, поэтому
просто вот ссылка (англ.). Так вот, метод этот заключается в том, что собаку ругать и одергивать не нужно и даже вредно, для обучения нужно всего-лишь условным звуком отмечать хорошее поведение и вслед за этим давать подкрепление: будь то еда, вода, внимание или игра. То есть логика проста: как можно ругать пса, который живет по своим животным законам, за то, что он делает что-то не так, как нам, людям, хотелось бы того, если мы еще даже ни разу его этому не научили. К сожалению, раньше я этого не знал, и бывало, что бил собаку, наказывал, ругался, шикал на него. В общем, был жесток.
Но я больше не о самом этом методе хотел написать, тем более,наверняка раньше уже писал, сколько о том, что сегодня я встретил. Слушал беседу протоиерея Димитрия (Смирнова), там он говорил о свободе воли, о том, почему Бог по своей воле не заставит всех перестать грешить: чтобы не было войн, насилия, предательства и т.п. Ведь чего проще, дает пример о. Димитрий, за каждый проступок - удар в зубы. Человек в тюрьме становятся вежливым на тот срок, который он там пребывал. А когда он выходит из тюрьмы, он совершает еще более тяжкие преступления, потому что то, чему его учили из-под палки, впрок никак не пошло, а наоборот принесло большое зло. Вот удивительный мир православия: таит в себе мудрость, распространяющуюся на все виды деятельности. Принцип ведь тот же самый, который только в прошлом веке обнаружили у животных. То есть уже тысячелетиями люди владели мудростью, что нельзя насильно заставить человека творить добро, но применить это к миру животных не догадались.
Оказывается, и на собаку распространяется такой закон. Старая школа дрессуры предполагала психологическое давление на животное со стороны дрессировщика. Он должен был стать альфой, лидером, вожаком, не допуская, наказывая «неправильное» поведение. А сегодня, оказывается, не нужно доминировать, заставлять и наказывать, нужно просто-напросто научить собаку, что такое «хорошо» и «плохо» по нашим, человеческим, потусторонним для собаки законам. И учить этому нельзя через силу, потому что там, где заставляют, там происходит естественное отторжение. Дрессировщик не дергает за поводок, чтобы собака его не натягивала, а создает такие условия, что собаке хорошо находиться рядом. Пес бежит по клику не из страха получить наказание «подойди, а не то я!..», а наоборот, бежит, зная, что у хозяина может быть что-то такое притягательное, такое хорошее, что ему будет хорошо. Откуда он это может знать? Из опыта. Этот опыт у собаки, примитивного относительно человека существа, довольно быстро входит в подсознание, в привычку.Таким образом человек без насилия и доминирования, без угроз и жестокости, возможно даже без всякого физического контакта, прививает собаке нужные ему (человеку) привычки.
Вообще говоря, я против очеловечения животных, я это писал не к тому. Не люблю, когда очеловечивают - в этом что-то противоестественное. Просто меня обрадовала узнаваемость руки Творца в одной из его тварей. Меня обрадовало, что этот закон любви применим не только к людям, но и к животным, ведь за них мы несем ответственность. И эта ответственность сопряжена с властью. Можно собаку избивать, и она не ответит (просто станет агрессивной к другим собакам, например), а можно с собакой и по-хорошему так, что ей будет приятно делать ради, а не из страха.