рассуждения

Feb 25, 2024 12:50


Евангелие от Луки

гл. 18:9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:

гл. 18:10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

гл. 18:11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь;

гл.18:12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю.

гл.18:13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику!

гл.18:14 Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.



Мытарь, человек, который брал на себя обязанность за сбор с иудеев налога в пользу Рима. Оплату за свой труд он определял себе сам, беря сверх установленного подати. Именно это и являлось поводом для ненависти к нему со стороны иудеев. Почему именно такая трактовка этой притчи? Фарисей праведно живёт, он не приписывает себе заслугу за свою праведную жизнь, а благодарит за это Бога. Разве в его мыслях о мытари есть, что то унижающего последнего сверх того, что есть. Профессия мытаря считалась не приемлемой для праведного иудея, но не считалась грехом, поскольку была частью закона. Фарисей не унижает мытаря судя по тексту, а благодарит Бога за то, что Господь не дал ему судьбу мытаря, разбойника, обидчика, прелюбодея. Мытарь же не благодарит Бога, он пришёл в храм каяться. Именно это и является основанием для его большего оправдания. Покаяние выше благодарения именно в этом смысл данной притчи, что бы обрести Бога в себе не достаточно благодарить Его за подаренную им жизнь, необходимо прежде покаяться пред Ним в своём не достоинстве  Его подарка. Только так это работает. Благодарность следует за раскаянием. Слёзы благодарности за искреннее покаяние очищают душу и дают утешение и надежду.

Previous post Next post
Up