Елена и Владимир. Рецензия

Jan 05, 2014 01:41

Своим третьим фильмом «Елена» Андрей Звягинцев продолжает исследования взаимодействия полов в стремительно деградирующее время.

Сюжет прост и описывается в одно предложения: жена, узнав, что ее больной муж собирается через завещание оставить всё своей дочери, специально дает ему не то лекарство, после чего естественным образом становится единственной наследницей немалых средств, которые в итоге достаются семье её сына. Вполне банальная такая история для заурядного детективного сериала.

Но интересен не сюжет или мораль, а скрытые и неочевидные причины поступков, которые закручиваются взаимодействием мужского и женского начал, противопоставленных друг другу. Владимир - это целеустремлённость, здравомыслие, конкретность в суждениях. Елена, его жена - забота, доброта, покорность обстоятельствам.

Казалось бы, вот она идеальная конфигурация семьи, пусть уже и не молодой. Но удачная комплектация взаимных качеств на старте не даст хорошего результата, когда каждый существует сам по себе, в своём обособленном мире, лишь изредка соприкасаясь с проблемами своей половины.

Что же не так пошло в жизни у этих взрослых, уже пожилых людей?

У Владимира дочь - избалованная деньгами и бездельем одинокая беспутная особа, прожигающая жизнь. У Елены - взрослый сын, бестолковый мужик, имеющий семью, где беременная жена и ещё двое детей, все такие же лоботрясы, сидящие на шее у матери, удачно вышедшей замуж в зрелом возрасте.

Внимание в фильме в первую очередь сосредоточено на её семействе, как на наиболее типичной житейской зарисовке из жизни матери-одиночки. Но всё это без слезливого драматизма о горькой доле покинутой женщины, а о том, что такое на самом деле «женское воспитание» и что такое «материнская любовь» для молодого человека, и о том, как женщина своей опекой уничтожает в мальчике мужчину.

В якобы цивилизованном обществе поддержка материнства, но никак не отцовства, сопровождается внедрением в сознание нормальности матерей-одиночек. Это в свою очередь недвусмысленно и фактически приводит к развалу семей и отодвиганию мужчин в процессе воспитании детей. И, как видим, доминирование женщин в воспитательном процессе, а женских ценностей в принципе, приводит к тому, что настоящие мужские качества, формируемые волей, разумом и ответственностью, подменяются пошлым потребительством - пивом, футболом по телевизору, житейской несамостоятельностью и т. п.

Практически каждая женщина в своем сыне желает видеть ребёнка всю свою жизнь. Даже отрастив бороду и пивное брюхо, он остается для нее малышом, нуждающимся в её кудахтанье. Однако выросшие женоподобные дегенераты будут понятны и привлекательны для женщин, воспитанных в таком же духе покорности и пассивного потребления, и легко смогут завести семьи и детей. Можем уже наблюдать череду подобных поколений.

Это семья Елены, а что же у Владимира?

Дочь Владимира, несмотря на то, что это ненатуральный пластмассовый образ, как будто взятый из тривиального телесериала, выполняет свою функцию, показывая женское окружение главного мужского персонажа. Глядя на дочь, нетрудно представить, какой была ее мать. Тем самым создается небольшая, но достаточно показательная, галерея портретов женщин, которыми окружал себя Владимир.

Вероятно, успешный в своих делах (чем он занимается, правда, не совсем понятно), в обыденной жизни он не может обходиться без женщин, но, будучи зависимым от них, он не стремится их воспитывать, а просто содержит и пытается использовать для своих целей, но, как видим, безуспешно. Женщинами ценность такого мужчины легко просчитывается - она равна количеству денежных знаков, которыми он обладает.

Несмотря на свой рационализм и житейскую суровость, он не самостоятелен, и, несмотря на свой возраст, является заурядным заложником в женских играх.

Итог жизни мужчин, подобных Владимиру, предопределен. Какая-то женщина обязательно сделает с ним то, что сделала Елена. И в реальной жизни нередко приходится наблюдать, как мужчина, наработавший капитал в нынешней феминизированной среде, оказывается разоренным именно женщинами, перед которыми раболепно преклонялся.

И Елена и Владимир провалили свою первую семейную жизнь, не сумев вложить в нее ни грамма истинной любви, ни родительской работы и ответственности. Их жизнь разная, но схожа самовлюбленным проецированием своих самых дурных и эгоистичных комплексов на детей.

Люди не сумевшие создать свою семью, не познавшие любви, уничтожают всё живое вокруг себя, в первую очередь в своих детях. Финал материального благополучия Елениной семьи, цель которой не созидание, а паразитизм, понятен - недолог. Чужое, незаработанное, но принятое за своё, проедается моментально.

А теперь, давайте, посмотрим на себя…

И напоследок. Хочется верить, что однажды Андрей Звягинцев откажется от арт-хаусной чешуи и начнет снимать реально самостоятельное кино.

Кинопоиск: http://www.kinopoisk.ru/user/425362/comment/1946827/

рецензия, кино

Previous post Next post
Up