В последнем номере журнала "Изборского клуба" прочитал о судьбе кинематографических
изобретений великого советского оператора Павла Клушанцева. Того самого, что снял
"Планету бурь" в 1962 году, а также около 200 игровых, документальных и научных
фильмов. Оказывается, он бесплатно передал все свои изобретения и наработки американцу,
обладателю нескольких "Оскаров", режиссёру по визуальным эффектам Роберту Скотаку:
"Павла Клушанцева я пытался разыскать на протяжении многих лет. Когда мы снимали
"Терминатора", я приходил домой около полуночи и писал людям, живущим в России:
"Вы уже нашли Павла? Жив ли он?" И вот его первое письмо, которое он мне послал
и которое так взволновало меня 1 мая 1990 года (Клушанцеву в это время 80 лет):
"Уважаемый коллега Роберт Скотак! Ваше письмо меня необычайно удивило и обрадовало.
Я никогда не думал, что в далёком Голливуде кто то может мною заинтересоваться.
Сейчас я старик, на пенсии. Кинематографии посвятил 45 лет. Мною было создано около
трёхсот оригинальных конструкций, способов съёмки, изобретений, помогающих обмануть
зрителя".
Вместе с письмом пришла бандероль с фотографиями, чертежами и их детальными описаниями.
"Когда я получил эти фотографии, это было похоже на миллион долларов, полученный
по почте. Сколько таинственного раскрывалось в том, как снимались эти кадры! Это
было удивительно. Я показывал их всем: "Посмотрите, что прислал мне из Санкт-Петербурга
этот мастер спецэффектов!". "Миллион долларов" - не преувеличение, если учесть,
что создатели воспользовались "секретами" Клушанцева, в первую очередь - революционными
находками из "Планеты бурь", с которой в Голливуде собрали воистину фантастический
(и в прямом, и в переносном смысле) урожай. (Позже Скотак лично приехал в Питер
и забрал остальной архив Клушанцева)
Ставшие классикой кинофантастики машины на антигравитационной тяге из "Звёздных
войн" прилетели прямиком из "Планеты бурь", а робот С-3РО (включённый в "Зал славы
роботов" в 2004 году) создан по образу и подобию "Железного Джона" Клушанцева. Лукас
заимствовал не только внешний облик клушанцевского робота, но и "личные качества"
- преданность и дружелюбие. В свою очередь, Скотак, работавший над "Терминатором-2"
(1991) с режиссёром Дж. Кэмероном, заимствовал сцену гибели "Железного Джона" в
кипящей лаве: в эффектном финале "Терминатора" персонаж Шварценеггера точно так
же погружается в расплавленный металл.
При съёмке подводных сцен "Титаника" (1997) Скотак воспользовался именно клушанцевскими
приёмами. "Планета бурь" всегда поражала меня, - говорил Скотак. - Прекрасная подводная
сцена родилась в павильоне. Чтобы передать движение под водой, актёры висели на
тросах; ещё Клушанцев блестяще придумал поставить аквариум с рыбками между актёрами
и камерой. Всего я насчитал около семи различных спецэффектов, применённых одновременно
для создания атмосферы реальных условий". Идеи Клушанцева Спилберг как продюсер
использовал в фильме "Люди в чёрном-3" (2012), а венерианские ящеры из "Планеты
бурь" предвосхитили его "Парк Юрского периода" (1993). Были езё "Миссия на Марс"
(2000) Б. Де Пальмы, "Красная планета" (2000) Э. Хоффмана, "Прометей" (2012) Р.
Скотта.
В числе трёхсот изобретений Клушанцева - стабилизатор камеры для съёмок с воздуха,
аппарат для съёмок под водой, способ получения цветного изображения, автофокус,
точечный экспонометр, люминесцентный способ комбинированной съёмки, "призма Клушанцева"
для одновременной съёмки натуры и рисунка. И всё это - своими силами, "на деревяшках,
на верёвочках, на гвоздиках", в условиях беднейшей технической базы "Леннаучфильма",
с крохотными бюджетами.
В России о достижениях Клушанцева напоминает лишь скромная экспозиция в музее
"Леннаучфильма", но многие экспонаты утеряны. "Громадный металлический костюм робота,
который снимался в "Планете бурь", простоял у нас в студии до 1980 х годов. Сотрудники
тушили об него окурки, - вспоминает Л. Кухалева. - А потом его сдали в металлолом".
Память о нём увековечена только в космосе. В 2008 году Международный астрономический
союз назвал малую планету под номером 321046 именем "Клушанцев".
Отсюда