Виктор Мараховский -
"
Ретро-рецензия.
Почему "Гараж" - самый страшный фильм СССР"
Уважаемые читатели!
В кинопрокате лидирует комедия "Пиксели" о том, как компьютерные монстры из 80-х
разносят на кубики современный мир. А мы поговорим о других ужасах из прошлого,
актуальных для нас.
В 1979 году в советский прокат вышел фильм ужасов Э. Рязанова "Гараж". Его почти
все помнят, но мало кто любит пересматривать. Почему - понятно: по накалу ада данный
фильм эквивалентен кинговской "Мгле". С той лишь разницей, что герои американской
киноленты 2007 года теряли человеческий облик от ужаса, а герои советской ленты
1979 года теряли его из-за гаражных мест.
В принципе отечественная лента даже страшнее - потому что её герои, за небольшими
исключениями, сплошь советский интеллектуальный цвет: сотрудники научно-исследовательского
института.
Что важно: "Гараж" - это "прото-перестроечный" фильм. И он наглядно демонстрирует,
что на самом деле привело к перестройке.
Сейчас почему-то принято считать, что она грянула из-за тяжёлых "последствий
сталинизма". "Гараж" показывает: нет, напротив - она грянула из-за последствий десталинизации.
Эту мысль надо пояснить. Собственно в годы сталинизма гонений на человеческую
природу, выражающуюся в частной инициативе и желании жить в удобстве, не было.
Напомним общеизвестное: в сталинском СССР артели и промкооперация "производили
почти 6% валовой продукции промышленности, причем артелями и промкооперацией производилось
40% мебели, 70% металлической посуды, более трети всего трикотажа, почти все детские
игрушки. В предпринимательском секторе работало около сотни конструкторских бюро,
22 экспериментальных лаборатории и даже два научно-исследовательских института".
Приусадебные участки, существовавшие параллельно с колхозами, достигали 1 гектара.
Не считалось грехом стремление человека к бытовому благополучию.
В 1952 году, за месяцы до своей смерти, старенький предсовмина СССР писал: "Необходимо
прочно обеспечить не мифическую "рациональную организацию" производительных сил,
а непрерывный рост всего общественного производства… Было бы неправильно думать,
что можно добиться серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений
в нынешнем положении труда. Нужно коренным образом улучшить жилищные условия и поднять
реальную зарплату рабочих и служащих (…) путем дальнейшего систематического снижения
цен на предметы массового потребления (…) Только после выполнения всех этих предварительных
условий, взятых вместе, можно будет надеяться, что труд из тяжелого бремени превратится
в наслаждение".
Так вот. Десталинизация 50-х выразилась в нескольких интересных шагах.
Приусадебные участки были ликвидированы.
Промкооперация и артели - прикрыты.
А главное - реалистический сталинский идеализм (благополучие граждан, знания
граждан и сознательность граждан должны расти строго синхронно) - был заменён идеализмом
магическим, согласно которому вот организуем мы рационально производительные силы
- и к 1980 г. будет достигнута великая цель.
По факту же - человеческую природу объявили греховной и начали "совершенствовать"
в отрыве от реалий, заглушая естественный вопрос "почему в продаже нету нормальных
дешёвых джинсов" тартюфовскими взываниями к Ленинским Идеалам. Заставили любить
честный труд не потому, что он приносит справедливый результат - а потому, что "к
высокому надо стремиться".
Естественно, это всё не изменило человеческой природы. Люди всё так же желали
быть благополучны. Они всё так же искали пути и находили их.
Штука вся в том, что самыми материально успешными стали обладатели контрольного
пакета идеализма. А также их дети, прислуга, шофёры любовниц и далее по списку.
В итоге в позднем СССР, где-то рядом с
повседневным трудом и
героизмом миллионов,
было построено нечто парадоксальное - буржуазное общество, официально отвергающее
буржуазность. И тем самым создавшее целый культ запретного, дефицитного и трудно
доставаемого, от которого до сих пор
многие очухаться не могут.
...Я сейчас вспомнил всю эту политэкономию для того, чтобы мы глубже окунулись
в страшный мир "Гаража":
Итак, на дворе - последний год перед объявленным некогда, но явно не собирающимся
наступать коммунизмом. В магазинах дефицит, наиболее честолюбивая часть граждан
охотится за "Вранглером" (по нынешним ценам - где-то по 120 тыс. руб. за пару штанов),
а учёные-зоологи рвут друг дружку на части из-за гаражей для частных своих, непосильным
трудом нажитых автомобилей. И поверх всего этого несутся возвышенные идеологемы.
Ибо где реализм заменяется магией - там немедленно возникает сословие колдунов,
ловко решающих свои проблемы за счёт веры и покорности сограждан.
Самые мучительные минуты жуткой водевильной склоки "Гаража", конечно, - это минуты,
когда замутившие свой маленький бизнес руководители (гаражного кооператива, института,
соседнего рынка) начинают, выкручивая руки и нагибая пайщиков, говорить пафосным
языком и апеллировать к высоким ценностям.
"Это у вас частнособственнические инстинкты", - давят они обиженных, получив
взятку от блатных.
"В Париже все командировочные я потратила на научные книги" - говорят они, отобрав
у безответных сотрудников командировку и прикупив себе аудиотехники.
"Вы позорите имя института", - упрекают они тех, кто воспротивился их простенькой
штеле.
"Вы мешаете общему делу! Ваши гаражи снесут, и по широким проспектам будут ездить
автобусы и троллейбусы!" - шипят они, выброшенные из числа пайщиков.
И видно, что говорят они это вполне сознательно, но безотчётно. Употребляя просто
выученные колдовские заклинания, которые по логике того времени были "должны сработать".
Потому что высокий советский язык - тот самый, на котором совершенно искренне рассуждали
герои "Эры Милосердия", "Территории", даже фантастики вроде "Лезвия бритвы" - был
для них уже мёртвым богослужебным языком. Языком, на котором лучше всех в 1979-м
говорили те, для кого он меньше всего значил.
Собственно, при просмотре "Гаража" становится глубоко понятно, почему именно
советская владетельная буржуазия (функционеры, директора рынков, начальники институтов
и руководители отделов идеологического воспитания) стала основным инициатором смены
матрицы. И почему она, бывшая главным ретранслятором советских ценностей - спустя
каких-то десять лет начала проклинать эти ценности опять-таки громче и истошнее
всех. И на двадцать пять лет изгнала их из языка, запретила ими думать.
Потому что честный труд, справедливость, обязательное и всеобщее развитие - всё
это были заповеди, которые они десятилетиями провозглашали вслух и которые десятилетиями
нарушали на деле, и помнили об этом каждый день. Им, попавшим в МГУ по протекции
Анатолия Сергеевича, получившим спальный гарнитур путём "двести сверху", "Адидас"
от приятеля из МИДа, а набор курточек от фарцовщика Бори - было жутко страшно, что
однажды все эти мёртвые красные идеи возьмут и воскреснут. Демоны перестройки были
подобны ранним атеистам, особенно яростно громившим монастыри оттого, что на дне
их душ всё ещё жила неубитая, впитанная в детстве религиозность, боявшаяся возмездия.
С той же эмоцией демоны перестройки громили красную идеологию.
…Прошло очень много лет. Той матрицы уже нет. Мальчик, едва научившийся ходить
в год выхода "Гаража", сидит и пишет сейчас эти строки. Потомки мажоров, сорок лет
назад вынужденных сдавать краткую историю ВКП(б) и сидеть в комсомольских президиумах
- сейчас без комплексов проводят над согражданами весёлые ютуб-эксперименты на предмет
"выпей мочи за 15 тысяч".
Исчезло ли нагибание граждан хитрым меньшинством? Нет,
не исчезло.
Исчезла ли для нашего общества необходимость в
понятиях "Территории",
ценностях
Шарапова,
мечте Ефремова?
Нет, только обострилась.
Главное - не пытаться подменять ни джинсы идеями, ни наоборот.