[...]
Различие исторических путей образования государства привело, в ходе длительной
эволюции, к существенным различиям национальных систем управления в России и
Западной Европе. В феодальной Европе принцип делегирования полномочий распространяется
по феодальной лестнице "сверху вниз". Каждый вышестоящий уровень передает управленческие
функции нижестоящему уровню. Государство в лице короля делегирует землю и соответствующие
полномочия герцогам, герцоги - маркизам, маркизы - графам, графы - виконтам,
виконты - "рядовым" шевалье. "Верхние этажи" управленческой пирамиды децентрализуют
управление.
Но низовой уровень, тот самый шевалье, который живет рядом с деревней, осуществляет
все функции руководства непосредственно. Он организует жизнь первичных ячеек
тогдашнего общества и контролирует основные параметры производственных и социальных
процессов. Он участвует в управленческом процессе ежедневно и ежечасно, когда
не бывает в походе; а если он в походе, то этим занимается его доверенное лицо,
аналог бурмистра. На верхних этажах феодальной лестницы - децентрализация, на
нижних - централизация.
Система, выросшая из полюдья, дает прямо противоположный результат. На верхних
этажах - полная централизация.
В эпоху полюдья древнерусский князь не передает своим подчиненным полномочия
по сбору прибавочного продукта, по осуществлению судейских функций, по принятию
важных решений. Подчиненные находятся при нем, "около стремени", все решения
принимает князь. В последующие столетия этот подход только укрепился. "В России
вельможи только те, с которыми я разговариваю и только пока я с ними разговариваю",
- выговаривал фельдмаршалу Павел I. Таков "звериный оскал" централизованного
управления.
Но зато непосредственное руководство ежедневной жизнью общества, взаимодействием
с каждым отдельным племенем или деревней князь не осуществляет вообще. Он появляется
раз или два раза в год с целью сбора дани. Сбор дани является главной целью
и основной функцией его деятельности. Текущее, ежедневное управление князь оставляет
на долю тех, кто и раньше, до создания государства, этим занимался, - родовым
и племенным структурам, впоследствии - общине или артели.
Принципиальное отличие русского подхода к государственному управлению
от западноевропейских стандартов было заметно уже в домонгольскую эпоху.
Например, в Киевской Руси штраф за преступление выплачивала община методом круговой
поруки (если преступник скрылся), в то время как в германских землях, согласно
судебному своду ("Саксонское зерцало", XIII век), штраф за нераскрытое в нормативный
срок преступление платил фогт (чиновник феодала)
Иначе говоря, русское государство с самого начала сказало подданным: "Я мобилизую
и перераспределяю ресурсы, я, при необходимости, осуществляю ключевые функции
управления, какие мне заблагорассудится. Но я не имею возможности вмешиваться
в вашу повседневную жизнь, в ваш трудовой процесс, мораль, обычаи и во все прочее.
Признавайте меня как верховного владыку, выполняйте основные правила или делайте
вид, что выполняете, а в остальном живите, как раньше жили. Дань давай, а остальное
меня не волнует".
Это основополагающий принцип русской модели управления: вышестоящий орган
донельзя централизованного управления, вроде бы абсолютно всевластный, формально
имеющий все права на каждую клеточку тела подчиненного, на каждую копейку его
имущества, тем не менее не доходит до ежедневного текущего управления. И не
имеет такой возможности, так как "главной проблемой царской власти в России
было физически добраться до рассеянных по лесам деревень". Внутри жестко централизованных
структур, на низовом уровне управления, мы имеем полнейшую автономию.
[...]
Полностью
здесь