В среду, 29 июля на официальном сайте НПО «
Энергомаш» им. Академика В.П. Глушко появилось
короткое сообщение:
29 июля 1998 года, было проведено первое огневое испытание ЖРД РД-180 в составе ступени РН «Атлас 3» компании Локхид Мартин на стенде Центра Маршалла в Хантсвилле, США.
Двигатель РД-180 производства НПО Энергомаш разработан и сертифицирован для полетов в широком диапазоне режимов работы. С 2000 года двигатель РД-180 используется в составе первой ступени РН «Атлас 3» и с 2002 г. в составе РН «Атлас 5».
В недрах
YouTube сохранилась запись огневых испытаний этого двигателя. Возможно, не самых первых,1998 года, а более поздних - видео выложено в 2011 году.
Click to view
Википедия сообщает:
РД-180 был создан в середине 90-х годов на основе двигателя
РД-170. В
1996 году право на использование двигателя приобрела компания
General Dynamics. Впервые был использован 24 мая 2000 года в качестве первой ступени
ракеты-носителя «
Атлас IIA-R» - модификации ракеты «
Атлас IIA». Буква «R» в названии ракеты указывает на использование двигателя российского производства (
англ. Russian). В дальнейшем ракета была переименована в «
Атлас III». После первого запуска была проведена дополнительная работа по сертификации двигателя с целью его использования на
универсальном ракетном модуле (
англ. Common Booster Core) основной ступени ракеты «
Атлас-5».
Тот факт, что двигатели РД-180 заинтересовали американцев, что именно на них летали «Атласы», по видимому сыграло свою позитивную роль: «
Энергомаш» сумел сохранить что-то от своего некогда могучего потенциала. Сейчас, конечно, в жизни НПО наступили нелегкие времена - санкции,
поправка Маккейна, предусматривающая полный отказ США от ракетных двигателей РД-180 до 2019 года. Ничего личного - экономическая война... Впрочем, война войной, а для контракта, заключенного консорциумом Boeing и Lockheed Martin (ULA) с российским НПО «
Энергомаш» до 2019 года исключение все-таки сделано. И было бы странно, если бы этого исключения не было. А что бы это понять, достаточно обратиться к истории. И вдуматься в смысл фразы из
Википедии: «РД-180 был создан в середине 90-х годов на основе двигателя
РД-170». И в то, что именно представляла собой эта основа - жидкостный ракетный двигатель РД-170 (11Д521), горючим для которого был керосин, а окислителем - жидкий кислород.
Впечатляют технические характеристики этого двигателя - тяга у Земли 740 тонн, в вакууме - 806 тонн. Удельный импульс тяги на уровне моря - 309 сек, в вакууме - 337 сек. Однако, не только этими характеристиками вызвана популярность
РД-170 и его модификаций. Эти двигатели, разрабатывавшиеся в рамках проекта по созданию комплекса «
Буран», равно как и их «собратья» - двигатели
РД-0120 (11Д122), стали воплощением самых дерзких замыслов советских конструкторов и технологов. В рамках проекта «Буран» они использовались в качестве двигателей первой и второй ступени ракеты «Энергия» соответственно. Но в основу разработки и эти двигатели, и ракеты «Энергия», изначально закладывался
модульный принцип, воп\лощением которого, помимо самой «Энергии», стали проекты носителей «Зенит», РЛА-125 («Гроза»), «Энергия-М» и сверхтяжелой ракеты «
Вулкан».
Главный конструктор «Энергии»
Б.И.Губанов в своей книге
Триумф и трагедия «Энергии» пишет;
«К числу сложных проблем, которые пришлось решать, бесспорно, нужно отнести те, что связаны с применением в ракете криогенных компонентов - жидкого кислорода и жидкого водорода. Использование этих компонентов сверхнизкой температуры (от -186 до -255 0С) позволило получить не только эффективную энергетику.
При изготовлении баков, трубопроводов, элементов гидроавтоматики были разработаны и использованы специальные конструкционные материалы, работающие при криогенных температурах и обладающие значительной удельной прочностью. Внедрены новые марки высокопрочной стали, алюминиевых и титановых сплавов, созданы новые теплозащитные покрытия. На долю новых материалов приходится свыше 70 % сухой массы "Энергии". Разработаны прогрессивные методы сварки - импульсно-дуговая и электронно-лучевая.
Если обобщить и описать те проблемы, которые вставали перед создателями ракеты-носителя "Энергия", крупными мазками, то наиболее значительными в картине рождения и триумфа будут: создание маршевых двигателей большой тяги, высокоэнергетические компоненты топлива и преодоление "водородного барьера", циклопическая масштабность конструкции, рожденная "инженерным потом", научные проблемы и «концентрация мозгов» вокруг них, автоматизация и компьютеризация борта и полета, надежность, безопасность и наземная экспериментальная отработка».
Такого рода проекты - редкость в истории человечества. И найденные в ходе таких разработок решения, созданные в рамках таких проектов изделия не так-то легко воспроизвести, воплотить в металле. Даже таким космическим державам, как США.
Отказываясь от использования двигателей РД-180, США лихорадочно ищут разработчиков, способных создать альтернативные двигатели. Есть у них и лицензия на производство таких двигателей. Тем не менее, многие специалисты полагают, что до 2020 года им вряд ли удастся наладить их выпуск.
А что до разработки новых...
Вот КБ «Южное» (Днепропетровск) изъявило готовность «выступить партнером в инициируемом правительством США проекте по созданию ракетных двигателей на замену используемым на американских ракетах-носителях (РН) российским РД-180», о чем
30 июня сообщило агентство «
Интерфакс-Украина». И, понятно, почему. Как сказано в этом же сообщении:
«В июне ВВС США объявили конкурс по разработке двигателей взамен российских РД-180, объем потенциальных контрактов оценивается в $160 млн. К 2030 году США могут потратить на запуск военных и разведывательных спутников около $70 млрд».
Грустно все это.
Ведь КБ «Южное» - разработчик ракеты-носителя среднего класса семейства «Зенит» (11К77). И в рамках всесоюзной кооперации все было замечательно - модули первой ступени «Энергии» - это тоже их разработка, по существу - те же «Зениты» модифицированные. И двигатели - что на «Зените» (РД-171), что на «Энергии» (РД-170) - одного семейства.
И испытывалась вся эта красота в Научно-исследовательском институте химического машиностроения (НИИХИММАШ, ныне НИЦ РКП), что в поселке Новостройка (ныне г. Пересвет) Загорского (ныне Сергиево-Посадского) района. Есть видео одного их этих испытаний, проведенных 22 декабря 1984 года:
Click to view
С грустью гляжу на этот пейзаж, на этот ландшафт. НИИХИММАШ - не чужой мне. Здесь я проработал с 1977 по 1999 год.
В начале ролика говорится, что съемка велась с крыши корпуса для проведения тепловакуумных испытаний. Если быть более точным, то это Главный корпус (ГК) Комплекса Крановых Изделий (ККИ). Еще более точно - крыша части ГК, которую в те времена называли «пролет КВИ». Именно здесь, на ККИ, мне довелось работать до 1995 года.
Грохотало так, что трясло всю Новостройку. Слова Юрия Визбора - «Гром трясет окрестные дороги» - это и про эти испытания тоже. Как впрочем и про испытания одной из модификаций двигателя РД-0120, в которых, спустя более десяти лет, довелось участвовать и мне.
Была великая космическая держава - Советский Союз. И в нем, по большому счету, было хорошо всем, кто трудился в ракетно-космической отрасли. Тем же ребятам из Днепропетровска, делавшим «Зенит» и «Сатану». Мы были единым целым. Когда мы были вместе, мы могли позволить себе амбициозные проекты. Такие, как проект комплекса «Буран» - лебединая песня советской космонавтики. Проект, невозможный при нынешнем уровне разобщенности коллективов разработчиков и в значительной мере утраченным навыкам управления подобными проектами.
А тогда мы всерьез думали о полетах если не на Марс, то к Марсу - точно! Сейчас модно оспаривать факт высадки американцев на Луну. Но в те времена сомневающихся не было. По крайней мере, среди моих товарищей по работе. А жажда реванша за поражение в лунной гонке была. Создав «Энергию», мы подошли вплотную к тому, чтобы этот реванш взять. Два чудо-двигателя - РД-170 и РД-0120 были надежным фундаментом этого реванша. А проект в целом - реальным заделом для последующего освоения Луны - с созданием на ней обитаемых комплексов, лабораторий, производств.
И кому, спрашивается, все это мешало?