Американские военнослужащие производят техобслуживание БЛА MQ-9 Reaper на авиабазе Крич, Невада, 20 июля 2016 г. (фото К. Кэмпбэла, ВВС США)
Существует версия, что авиаудары по позициям турецких военных на севере Сирии, участвующих в проведении операции «Щит Евфрата», могли быть нанесены беспилотными летательными аппаратами. Среди возможных владельцев этих беспилотников называют, в частности, боевиков «ИГ», которые «клепают» свои БПЛА из китайских «бытовых» дронов, а также Иран, обладающий, как известно, ударными БПЛА.
Не так давно, «
Сообщество военных блогеров»
опубликовало перевод статьи, выполненный блогером
gorka_5. В этой статье («
WOR: Летающие СВУ. Зарождение угрозы») говорится, в частности, о возможности использования боевых дронов незаконными вооруженными формированиями и террористическими организациями. По мнению экспертов с форума «Глобальная Авантюра» именно террористы ИГ в Сирии действуют в полном соответствии с положениями этой статьи.
Позднее, 15 ноября, «
Сообщество военных блогеров» опубликовало статью «
STRATFOR: Неудержимое распространение военных дронов», посвященную, на этот раз, ударным БПЛА. Этот
перевод статьи известного аналитического центра
Stratfor также выполнен блогером
gorka_5.
STRATFOR: Неудержимое распространение военных дронов
25.10.2016
Прогноз
- США сохранят лидирующие позиции в разработке технологий создания военных дронов, однако Китай вышел на первое место по экспорту данных систем и ввиду этого оказывает большее влияние на их применение.
- Ранее только США и Китай экспортировали военных дронов, однако следует ожидать, что и другие страны скоро тоже выйдут на этот прибыльный рынок. Это приведет к резкому повышению доступности данных систем вооружений по всему миру.
- Так как экспортирующие страны не ощущают угрозы применения военных дронов против них самих, то нет и желания создавать нормативно-правовую базу для сдерживания распространения данных систем вооружений.
Анализ
Присутствие на поле боя дронов, специально разработанных под решение военных задач (далее военных дронов), уже стало реалией и неотъемлемой частью современной войны. Однако только ограниченное число стран обладает технологиями производства или достаточным военным потенциалом для использования данных систем вооружений. Какое-то время США единолично удерживали лидерство в разработке и оперировании военными дронами. Однако по мере того как все больше стран получают доступ к данным технологиям, мы входим в новую фазу распространения данных систем.
С точки зрения США и других стран, это распространение опасно. И так как США больше не являются единственным держателем технологий в этой сфере, то сдерживать это распространение становится все сложнее. В частности Китай стал мировым экспортером беспилотных боевых систем, и другие страны собираются последовать его примеру.
Несмотря на то, что использование беспилотных летательных аппаратов (БЛА) с невероятной скоростью получило широкое распространение во многих сферах жизнедеятельности, военные все же особенно быстро распознали потенциал данной технологии. В настоящее время даже армии с небольшим военным потенциалом, как правило, располагают некоторыми хоть и ограниченными возможностями применения беспилотников для задач разведки и наблюдения.
Это касается и негосударственных субъектов, включая различные группы ополчения и террористов, пусть даже они используют технологически ограниченные коммерческие системы. А распространение специально разработанных боевых дронов, оснащенных ударным вооружением, до недавнего времени шло более медленными темпами.
Презентация французского почтового дрона на выставке в г. Пурьер 28 сентября 2016 г. (BORIS HORVAT/AFP/Getty Images)
Помимо существенных законодательных и этических преград, характерных для темы использования ударных беспилотников, причиной этому также является то, что в мире на сегодняшний день существует только два разработчика подобных ударных дронов - это США и Китай. Такие страны, как Россия, Израиль, Турция и Южная Корея, следуют за ними и, вероятно, уже подошли вплотную к созданию собственных систем. А повышение доступности подобного оружия даст больше возможностей другим странам приобретать его.
Множество стран пыталось заполучить военных дронов для своих армий и спецслужб, однако немногие из них нашли производителей, готовых их продавать. А из тех, что нашли продавца, еще меньшему числу удается эффективно применять данные системы.
США поставляют своих военных дронов Великобритании и Италии, и только в прошлом году были приняты более строгие правила экспорта американских дронов, чтобы исключить попадание технологий не в те руки.
Примерные сравнительные характеристики американского беспилотника MQ-9 Reaper и китайских систем CH-3 и CH-4B
Распространение почти не ограничено
В то же время другие страны достигают серьезных успехов в развитии программ создания собственных военных дронов, и их экспорт будет вне контроля США. Китай, основываясь на своем успехе в создании коммерческих БЛА, построил и, как сейчас уже известно, экспортирует свои военные дроны в Пакистан, Ирак, Нигерию, Саудовскую Аравию, Египет и ОАЭ. Из названных покупателей только Ирак, Пакистан и Нигерия документально подтвердили использование военных дронов в ходе реальных боевых действий.
Кроме того, вооруженные силы Сомали раскрыли информацию о покупке военных дронов, но при этом не указали поставщика. Нежелание США широко экспортировать подобные виды вооружений означает, что, скорее всего, поставщиком выступил Китай, что также косвенно подтверждается тем, что Пекин не брезгует продавать военных дронов странам с неустойчивой политической ситуацией и с запятнанной репутацией относительно соблюдения прав человека.
Как только военно-промышленный комплекс России будет готов продавать свои варианты военных дронов (их разработка несколько замедлилась ввиду проблем с финансированием), распространение беспилотников военного назначения в подобных проблемных странах и регионах только возрастет.
США долго пытались внедрить всеобщий набор правил регулирования распространения военных дронов, похожий на тот, что был создан для регулирования распространения переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК). Незамысловатое устройство ПЗРК и их относительная простота использования побудили страны ввести ограничения на их распространение, так как в руках негосударственных субъектов ПЗРК могут быть использованы для поражения правительственных или гражданских воздушных судов.
Однако вряд ли негосударственные акторы будут способны производить то материально-техническое обеспечение, которое является неотъемлемым условием эффективного применения беспилотных летательных аппаратов. Эта причина естественным образом накладывает ограничение на их распространение, в отличие от истории с ПЗРК.
В связи с этим даже самые заметные попытки подписать многосторонние соглашения по ограничению поставок военных дронов оказались откровенно слабыми. США и более 40 других государств подписали декларацию, учреждающую пять основополагающих принципов экспорта и использования военных беспилотников, однако стороны, подписавшие документ, крайне неохотно его ратифицируют.
Кроме того, страны с мощной военной промышленностью, включая Россию, Китай, Францию, Израиль и Бразилию, вообще не подписывали указанную декларацию. Следует отметить, что некоторые из подписавшихся стран в настоящее время развивают свои собственные программы создания военных дронов и, вероятно, попытаются достичь статуса их экспортеров на определенном этапе.
Турецкий многоцелевой БЛА Bayraktar TB2
Сохранение лидерства сегодня
Политика Соединенных Штатов, остающихся наиболее продвинутым разработчиком и оператором военных беспилотных систем, значительным образом ограничила влияние Вашингтона на использование данных технологий другими странами. Вакуум, который создали США своими экспортными ограничениями, стремительно заполняет Китай. И другие страны последуют его примеру, по мере достижения ими как собственных экспортных возможностей.
Это приводит к тому, что активные экспортеры получают большее влияние на применение технологий, связанных с военными беспилотниками. В сущности, получается, что готовность России и Китая не ограничивать продажи военных дронов ставит их в более выгодное положение, чем США, так как позволяет занять лидирующие позиции на мировом рынке данных систем.
Однако, несмотря на то, что США пусть и не могут стать главным экспортером военных дронов в количественном плане, все же они продолжают сохранять технологическое лидерство в этой области. Китайские модели военных дронов, в настоящее время поставляемые на экспорт, системы СH-3 и CH-4, это практически точные копии американских многоцелевых беспилотников MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper.
Однако те технологии, которые используют США в плане программного обеспечения и систем автоматизированного управления, интегрирующих авионику, датчики и вооружение, превосходят «сырые» китайские аналоги. Но китайские разработчики быстро сокращают технологический отрыв. Для вооруженных сил Китая уже разработаны более совершенные системы, которые в скором времени могут быть предложены и иностранным покупателям.
Новые продвинутые модели беспилотников могут появиться на мировом рынке, как только другие страны, например, Израиль и Южная Корея, начнут экспорт своих систем. Но надежность и степень проработки технических решений их дронов позволяет США сохранять техническое превосходство, оставляя за собой роль главного поставщика военных беспилотников ближайшим союзникам и членам НАТО.
В частности, американские дроны обладают преимуществами по таким параметрам, как малозаметность для РЛС (благодаря использованию передовых материалов), каналы передачи данных, разведка техническими средствами и автономность. И хотя европейские страны тоже занимаются созданием своих собственных беспилотников и в перспективе планируют разрабатывать военные модели, технологический уровень американских систем гарантирует США место на рынке, несмотря на высокую конкуренцию.
Французский многоцелевой беспилотник Dassault nEUROn в сопровождении истребителя Rafale и бизнес-джета Falcon 7X
Развитие весьма прибыльного бизнеса по продаже военных дронов ведет к более широкому распространению данных систем, что в свою очередь может привести к облегчению принятия решения о развязывании конфликта странами и лидерами.
Возможность использования эффективных беспилотных платформ в ходе боевых действий снижает риски потерь личного состава и, таким образом, понижает психологический барьер на вступление в конфликт. В результате широкое распространение военных дронов может спровоцировать большее число войн между государствами, а их неизбирательное и чрезмерное использование в ходе боевых действий ведет к большему сопутствующему ущербу. И в качестве побочного эффекта подобного ущерба можно получить ожесточение населения и более мощную вербовку людей для террористической деятельности.
Пока небольшое количество стран имеет доступ к беспилотным технологиям, и еще меньше количество реально использовало их для нанесения воздушных ударов. Как только их распространение станет широкомасштабным, последствия использования военных дронов на поле боя станут весьма ощутимыми.
_____________________
Английский текст
опубликован на портале RealClear Defense, который в свою очередь перепечатал материал американского аналитического центра
Stratfor.
_____________________
Погружаясь в тему беспилотников, отмечаю для себя несколько моментов.
Во-первых, понятно беспокойство США по поводу распространения технологий создания эффективных разведывательных, ударных и многоцелевых беспилотников. Для них принципиально важно обладать тем, чего нет у других, для поддержания авторитета своей армии, как самой технологичной в мире. И достаточно долгое для современного мира время им удавалось успешно блокировать распространение технологий создания данного вида вооружений и почивать на лаврах.
Понятно, что это не могло продолжаться вечно. И им бы уловить момент, когда стоило начать продавать свои относительно старые технологии всем желающим, таким образом, сохранив за собой лидерство на этом рынке. Но они его проспали. И тогда нишу занял Китай, да и другие страны подтягиваются. И тут становятся понятны рассуждения американского пилота в предыдущей статье, который прямо просит отдать хотя бы некоторые военные технологии американским производителям гражданских дронов, чтобы и этот рынок не упустить. Но Пентагон жадничает и боится, или больше все-таки боится, чем жадничает. Не знаю.
Во-вторых, сферы развития гражданских и военных дронов очень изолированы друг от друга. Перетока технологий там почти не наблюдается. С одной стороны причины понятны. Неизвестно, как бурное развитие гражданских дронов изменит наш мир, как скажется на безопасности, и кто этим воспользуется. А с другой, зажимать это все равно в общем-то бесполезно. Человечество уже давно страстно хочет роботов, и оно их получит, на свою голову, конечно же.
В-третьих, как же все-таки плохо с этими ударными беспилотниками у нас. Вроде в 2014-2015 годах было много обещаний, этой темой занялись наши ведущие предприятия авиационной промышленности, деньги выделялись. И вот 2016 год кончается, а никто и не заикается о боевых дронах для российской армии. В лучшем случае пишут о том, что будет нечто, уступающее сегодняшним американским дронам, которых создали еще в 90-е годы. Да и то не раньше 2019-20 года. Это очень печально. Никогда бы СССР не позволил себе так отстать в одной из ключевых современных оружейных тем.
В-четвертых, как справедливо отмечают аналитики Stratfor, дроны не гуманизируют войну, они ее дегуманизируют. У кого-то просто руки будут чесаться использовать такое удобное оружие. А за мнимым сокращением потерь личного состава и его реальной моральной и этической деградацией в "трусливой войне", как ее называют сами американские военные, имея в виду использование средств поражения с безопасного расстояния, последует ужасающий рост потерь среди гражданских лиц - то, что Stratfor иносказательно называет "сопутствующим ущербом". Так как именно мирное население окажется абсолютно беззащитными перед умными, но безжалостными машинами.
Добавить в друзья: |
ЖЖ |
твиттер |
фейсбук |
ВК |
одноклассники | E-mail для связи:
gnktnt@gmail.com