Нагорный Карабах - что это было?

Apr 06, 2016 23:03



Источники с мест событий в Нагорном Карабахе сообщают , что ситуация на линии соприкосновения сторон в течение прошедших двух суток оставалась напряженной. Бои, в основном, носили позиционный характер. В ночь с 4 на 5 апреля азербайджанский спецназ предпринял атаку на позиции армии Нагорного Карабаха с целью прорыва обороны НКР в центральной части фронта - в направлении Агдам - Мартуни. Атака успеха не имела, азербайджанский спецназ понес большие потери.

Использование подразделений спецназа в качестве пехоты вызвало недоумение среди участников форума «Глобальная Авантюра». Там же было отмечено, что снаряжение и экипировка военнослужащих ВС Азербайджана - не только пехоты, но спецназа - оставляет желать лучшего. По их мнению бойцы армии НКР экипированы «на порядок лучше».

Комментаторы событий со стороны НКР в соцсетях утверждают, что по прошествии двух-трех дней с момента начала обострения, снизилась мотивация азербайджанских военнослужащих - после первого серьезного отпора они отступают. Нет уже того боевого настроя, который они демонстрировали в первые дни активных боевых действий. В последнее время артиллерия - основной инструмент войны. Имеются подтверждения использования азербайджанской стороной систем залпового огня, включая «Смерч», есть сообщения об использовании огнеметных установок ТОС-1А «Солнцепек», пока не подтвержденные.

В НКР проходит мобилизация резерва, из Армении прибывают добровольцы. Обстановка в Степанакерте - напряженная, но, в целом, спокойная. Какие либо признаки нарушения инфраструктуры отсутствуют. Сотовая связь и интернет функционируют нормально. Работают школы, больницы, гостиницы, магазины. В Армении проводятся мероприятия, которые можно охарактеризовать как мобилизация представителей определенных военных специальностей.

Информационно-психологическая война и данные о потерях

Сколь бы ожесточенными и кровавыми не были бы в реальности боевые действия, нельзя отделаться от впечатления, что едва ли не каждая военная операция имеет целью не столько изменение в свою пользу оперативной обстановки, и даже не «освобождение от оккупантов» исконных земель, сколько создание некоего информационного повода, этакой заготовки для очередной информационно-психологической атаки. Все это накладывает дополнительный отпечаток на информацию, в изобилии изливаемую представителями пресс-служб вооруженных сил и внешнеполитических ведомств. Каждая сторона стремится умолчать о собственных потерях и наиболее «сочно» представить потери противника, преувеличивая их, зачастую, в разы.

Официальный Баку заявляет об «освобожденных районах», уничтоженном командно-штабном пункте ВС Армении, о потерях в рядах ВС НКР 170 военнослужащих, об уничтожении 12 единиц бронетехники, о том, что «в результате точечных ударов ВС Азербайджана армяне панически отступают, бросая на поле боя оружие».

А официальные представители ВС НКР - в ответ:

«Ждем видеодоказательств, о которых говорит азербайджанская сторона. Только, что они могут представить, если никакого уничтожения КШП не было и в помине. А говорить о гибели генералов и полковников вообще излишне».

И добавляет при этом:

«Количество уничтоженных с начала обострения ситуации на карабахско-азербайджанской линии соприкосновения танков ВС Азербайджана достигло 29».

Что же касается «освобожденных районов», то в сообщениях пресс-службы ВС Азербайджана, как правило, отсутствуют их названия:

«На данный момент ведутся работы по укреплению позиций на освобожденных ранее территориях на линии соприкосновения в Карабахе. Призываем не верить провокационным сообщениям армянской стороны на этот счет», - сообщает руководитель пресс-службы Министерства обороны Азербайджана Вагиф Дяргахлы.

«Военным Азербайджана удалось занять примерно 200-300 квадратных метров территории на юге непризнанной Нагорного-Карабахской республики, но она не представляет стратегического значения», - звучит в ответ заявление пресс-секретаря Минобороны Армении Арцруна Ованисяна.

Азербайджанская сторона о своих потерях практически ничего не сообщает.. Армянская же сторона сообщая о потерях ВС НКР, приводит данные, которые выглядит как вполне правдоподобные:

«Порядка 50 военнослужащих с армянской стороны убито, более 100 ранено в результате боевых действий на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе.

Обстрелы крупных городов чреваты гуманитарной катастрофой

Угрозы, прозвучавшие от некоторых представителей руководства Азербайджана нанести удар по Степанакерту (в случае если ВС НКР подвергнут артиллерийским обстрелам населенные пункты за пределами непризнанной республики) никаких панических настроений в самом Степанакерте не вызывают. Население НКР убеждено, что дислоцированные в Карвачаре дивизионы дальнобойных орудий в этом случае нанесут удар по городу Гянджа (население - 400 тысяч человек). Следствием чего может стать гуманитарная катастрофа в Азербайджане - Баку захлестнет волна беженцев.

Впрочем, не стоит забывать, что эта волна может накрыть и Россию.

Почему бездействовала авиация?

Характерной чертой (отмеченной многими) боевых действий в Нагорном Карабахе является неучастие в них авиации. В первые сутки были зафиксированы эпизоды с использованием вертолетов. Считается, что два из них были сбиты. После чего над Нагорным Карабахом как-то сама собой возникла бесполетная зона. Участники форума форума «Глобальная Авантюра» склонны полагать, что обе стороны воздерживались от применения боевой авиации в силу наличия и у той, и у другой стороны достаточно мощных средств ПВО (комплексы С-300 Россия поставляла как тем, так и другим). Возможно, полагают они, к такому «воздержанию» противоборствующие стороны пришли, анализируя не вполне удачный опыт применения ВВС Украины летом 2014 года. Над Донбассом тогда тоже ведь «возникла» бесполетная зона, существующая и по сей день.

Что это было?

Да и в целом первоапрельская «эскапада» Азербайджана удивительным образом напоминает боевые действия на Донбассе 2015 - 2016 года: Марьинку, Старогнатовку, Ясиноватскую промзону. Масштаб боевых действий на Кавказе в этот раз конечно же куда более внушителен, чем в случае последних боев на Донбассе. Но уж больно похожие сценарии боевых действий при этом реализуются. Тот же наскок на непризнанное государственное образование, те же лозунги - «освободить родную землю от оккупантов», и такой же итог - захватили клочок территории, понеся при этом потери, явно не соответствующие приобретениям, - вот уже и «перемога»!

До сих пор ясного понимания, зачем это сделали азербайджанцы, нет, пожалуй, ни у кого. Высказываются предположения, что тем самым кто-то из окружения Ильхама Алиева хотел его подставить - «пока тот катался по загранкам». Не исключается и противоположная версия - сам все придумал, с руководством США согласовал, а сам - за границей - решил выждать: будет успех - его идея и его же приказ, будет провал - обрушиться на виновных.

Оружие России

Россия в течение ряда лет поставляла оружие и Армении, и Азербайджану. Кроме комплексов ПВО сторонам поставлялись и системы залпового огня «Смерч» и огнеметные установки ТОС-1А «Солнцепек». Конечно же, в экспортном исполнении. Так, например, ракеты для РСЗО, оснащенные комулятивно-осколочными боевыми элементами (КОБЭ), вероятно, поставлялись, а сампоприцеливающимися (СПБЭ) - нет. Однако, это не отменяет того факта, что против НКР, который фактически находится под протекторатом Армении, члена ОДКБ, применены РСЗО «Смерч». Армянская сторона, и это видно, эту ситуацию воспринимает болезненно. И вокруг всего этого в СМИ и социальных сетях уже вовсю раскручивается незамысловатый, но весьма эффективный с точки зрения информационно-психологической войны образ России, «за немалые бабки» продающей оружие, которое агрессор - Азербайджан - использует против верного союзника России - Армении..

Перемирие?

В настоящее время - не без вмешательства военно-политического руководства России в Нагорном Карабахе ситуация стабилизировалась. Достигнуто соглашение о прекращении огня. Понятно, что оно будет нарушаться. Понятно, что высота, которую после «этих ужасных баталий» удалось удержать азербайджанцам, еще не раз будет объектом вылазок армянского спецназа. Понятно, что эти вылазки будут интерпретированы официальным Баку как нарушения режима прекращения огня. И будут заседать представители третьих стран - в Минском или каком ином формате.

Ясно одно. Казалось бы почти затянувшуюся рану карабахского конфликта разбередили. Теперь эта рана будет болеть и воспаляться. Возможно, это продлится месяцы, возможно годы. Эхо этого конфликта вполне может аукнуться и в Ереване, и в Баку. Кому-то до зарезу потребуется снести Алиева, кому-то - Саргсяна. Не исключено, что снова забурлят митингами улицы и площади Баку и Еревана. И, скорее всего, не будет в этом бурлении никакого особого смысла. Будет результат - еще один раунд дестабилизации Кавказа. Очередного разогрева межэтнической вражды. И если кто-то думает, что волны этих кавказских потрясений не докатятся до Москвы, то он, боюсь, ошибается.

Этот колокол звонит по всем нам.

В сентябре в России федеральные выборы. Забавный отрезок времени, чреватый потрясениями на почве того, что кто-то не так, как кому-то хотелось, посчитал голоса.

Добавить в друзья: | ЖЖ | твиттер | фейсбук | ВК | одноклассники | E-mail для связи: gnktnt@gmail.com

НКР, война, перемирие

Previous post Next post
Up