Хороший вопрос тут попался - Если бы можно было пригласить на чай пару-тройку великих
людей из прошлого, кого бы вы позвали, и о чём бы поговорили?
Я бы позвала Гете и Булгакова. Рассказала бы, как я ценю их творчество. И с большим удовольствием показала бы им свои наблюдения за их главными произведениями.
Ну, а раз мне это пока недоступно - положу свои размышления о "Фаусте" и "Мастере" сюда. После посещения "Погребка Ауэрбаха" вот такое примерно приходит в голову.
Что же до параллелей из "Погребка Ауэрбаха" - а вот желаю пообщаться про то, что успела внезапно осознать для себя. Дальше будет про "Фауста" и "Мастера", честно предупреждаю - интересно лишь тем, кто это читал и любит. Но у меня внезапно активировался режим "литературовед вкл." - так что буду вещать, пока не надоест. Просто потому, что могу. И немного - в память Учителя. Ведь Лейпциг - это не только город Баха. А еще и город профессора Роланда Опица. Под началом которого я и пробовала делать самые первые шажки в анализе и сопоставлении литературных произведений, а было то еще о прошлом веке.
Итак.
Мои мысли при прочтении той самой главы "Фауста", которая про погребок:
1. Слова Зибеля (с. 96 в моем издании)
Ein alter Bock, wenn er vom Blocksberg kehrt.
Mag im Galopp noch gute Nacht ihr meckern, -
отвергнутый любовник желает бывшей возлюбленной общения со старым козлом, возвращающимся с Блоксберга, -
отсылка к ним в ММ - Наташа и боров. В очередной раз нечистое животное, услаждающее красотку, возможно, тоже по проклятию отвергнутого любовника?
2. А еще читала и понимала впервые, что Воландов портсигар с сигаретами на любой вкус - это прямая отсылка к Мефистофелю с его винами из одной столешницы.
3. А Фагот и "Славное море, священный Байкал" - это опять же Мефистофель и песенка про блоху.
4. Мефистофель общается со студентами. Их эскалация от настороженности к агрессии против чужака. Воланд общается, по сути, тоже со студентами - оба недоучки, но один этим бравирует. Хотя оба насторожены, но Иван быстро скатывается в прямую вербальную агрессию, а Берлиоз выступает тоньше, кичась своим интеллектуальным превосходством, потому и расплата обоим разная.
5. Тончайший стеб - Булгаков предрешает судьбу Берлиоза и Бездомного на первых же страницах, но по-разному. Про Берлиоза дает ремарку касательно его якобы образованности: "Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек" - до этого неоднократно подчеркнув факт его якобы "образованности", а на самом деле нахватанности по верхам, - вот и свернуло ему шею силой, превосходящей его скромные силы... Бездомный же, будучи туповатым и простым, аки дубль, сам себе выдает путевку "в Соловки" - в психушку. На время, как он предлагал Канту.
6. А Мефистофель, который сию минуту восседает с Фаустом на бочке (и, возможно, не очень долго еще там пробудет), - ну, вылитый же Фагот! Сейчас попробую показать картинку...