О судьбе разбросанного народа

Mar 08, 2013 01:13

Авраам Шмулевич
Сирийские черкесы - информация из первых рук. Новая болевая точка Кавказа

Гражданская война в Сирии разгорается всё сильнее, Сочинская Олимпиада всё приближается, позиция российских властей в отношении репатриации черкесов Сирии на Кавказ становится все непреклоннее и все громче звучат требования черкесов РФ, Турции и Запада к Москве не только разрешить, но и обеспечить массовую репатриацию. То есть, проблема возвращения черкесов Сирии на историческую Родину гарантированно превращается в еще одну болевую точку Северного Кавказа.

А как положение дел выглядит с точки зрения самих сирийских черкесов? Мой собеседник сегодня - Басель Гыш, 37 лет, недавний репатриант, уроженец Сирии, с осени прошлого года живущий в Майкопе, столице Республики Адыгея.

Авраам Шмулевич - Каково было положение черкесов Сирии до войны?

Басель Гыш - Во времена османского или французского правления в Сирии образ черкеса более всего ассоциировался с армией. В независимой Сирии черкесы начали терять этот образ начиная с 60-х годов 20 века. Они были очень быстро вытеснены алавитами, которые практически заняли все посты в армии. И к моменту начала сирийской революции в сирийской армии высокопоставленных офицеров-черкесов было очень мало, их можно подсчитать на пальцах одной руки.
Но, с другой стороны, черкесы хорошо влились в экономическую и социальную жизнь Сирии. Многие стали известными врачами, режиссерами и высококвалифицированными специалистами, известными не только в Сирии, но и на всем Ближнем Востоке. Примеров очень много.

Но островки компактного проживания черкесов в сирийских городах растворялись быстро на фоне быстрорастущего население Сирии. И количество чисто черкесских кварталов, дворов и районов становилось все меньше и меньше.
Большинство черкесских поселений в Сирии практически не развивались из-за сложности введения сельского хозяйство. Земли, на которых основывались большинство черкесских поселений, находились в восточном направлении от всех городов, т.е. в направлении пустыни. И османы изначально предназначали эти поселения как защитные точки от бедуинских набегов.

Сирийские правительства не признавали черкесов как национальное меньшинство, и всех черкесов записывали как арабов-сирийцев с исламом как вероисповеданием. Многим, особенно жившим в городах, изменили фамилии на арабские. Сирийские власти не потратили ни одного сирийского фунта на развитие черкеской культуры или языка.
Единственной организацией, которая могла говорить от имени черкесов Сирии, было "Черкесское благотворительное общество (Хасэ)". Это организация, которая полностью находится под контролем сирийских спецслужб, и практически ведущая анти-черкескую деятельность. Например, открытую пропаганду против репатриации черкесов на Родину. И, не смотря на это, "Черкесское благотворительное общество (Хасэ)" Сирии является членом Международной черкеской ассоциации.

Авраам Шмулевич - Как развивались события с началом войны? Каково было положение черкесов?

Басель Гыш - Кого-то война затронула с самого начало, а кого-то только несколько месяцев назад.
Крупномасштабные военные действия начались в Сирии в августе 2011.
И примерно до конца мая 2012 только черкесы, жившие в г. Хомсе и его окрестностях, испытывали катастрофическое положение. Хотя взрывы, выстрелы и перестрелки были по всей Сирии.
Однако, в начале лета 2012г. ситуация резко ухудшилась, повстанцы взяли под контроль большую часть г. Алеппо, начали активно наступать в пригородах Дамаска. Армия Асада зверским образом подвергала территории, где могли находиться повстанцы, или даже территории, которые могут считаться не лояльными Асаду, жесточайшим артиллерийским обстрелам. И использовала даже военную авиацию. Именно она убивала и продолжает убивать больше всего людей.
А осенью и последние спокойные черкесские поселения в провинции Кунейтра на границе с Израилем сильно пострадали. Когда сирийская армия под носом у наблюдателей ООН вошла в зону разъединения на границе с Израилем и начала бомбить села Бир-Ажам и Барека.
Очень много черкесов покинули Сирию. Многие уехали в Иорданию и Турцию, небольшое количество в Россию.

Авраам Шмулевич - Расскажите вкратце о том, кто и с кем воюет в Сирии?

Басель Гыш - С одной стороны: т.н. Сирийская правительственная армия и отряды "Шабиха" (незаконные формирование воюющих на стороне Асада)

С другой стороны: разрозненные отряды повстанцев. Многие из которых выступают под единым командованием Сирийской Свободной Армии. Также есть отряды, которые несут очень радикальные исламские идеи.

Авраам Шмулевич -Какую сторону, в основном, поддерживают черкесы?

Басель Гыш - Черкесы Сирии в большинстве никого не поддерживают. Хотя, как и любой нормальный житель Сирии, не испытывали особой любви к диктатору, во время правлении которого процветала коррупция, безработица, клановость, и т.д.
Есть небольшое количество, кто воюют за Асада. Есть небольшая группа, кто в составе повстанцев.

Авраам Шмулевич -Считается, что за Асада воюют Алавиты и христиане. Так ли это?

Басель Гыш - Алавиты (даже живущие в Ливане, Турции) в подавляющем большинстве поддерживают Асада.

За годы правление Асадов (отца и сына) почти половина христиан Сирии уехали навсегда из страны. У них не было каких либо преимуществ перед другими в Сирии. И процент христиан воющих и поддерживающих Асада очень не велик.

Авраам Шмулевич - Насколько исламизированы сирийские черкесы?

Басель Гыш - Я бы сказал, что половине близок традиционный ислам - 50 % не очень религиозные.
Я на это всегда обращал внимание. И как-то своими наблюдениями старался это определить. Очень много черкесов входили в коммунистические партии Сирии существовавших в 60-80 годах прошлого века.
Сирийские черкесы сохранили народный танец, культуру общение парня и девушки, и много других традиций, не вписывающихся в исламскую культуру.

Авраам Шмулевич - А что из себя представляет сирийский ислам? Есть ли там деление на тех, кого в РФ принято называть исламистами, ваххабитами и на тех, кого называют традиционный ислам? И к какой группе принадлежат черкесы? Много ли среди них исламистов?

Басель Гыш - Сирия - очень разнообразная страна в этом плане. В ней есть очень много течений ислама и других религий. Которые сотни лет уживались вместе.

На момент когда я покинул (октябрь 2012) Сирию, я никогда не чувствовал наличие серьезного опасного исламского радикализма. В некоторых городах Сирии, например Хама или Идлиб, чувствуется религиозность людей, и то, что на улицах вообще нет женщин с открытыми головами. Но это еще очень далеко от ваххабизма.
Среди черкесов исламизм никогда не были популярен. И прежде всего потому, что он не вписывается в черкесскую культуру. Это доказывает и отсутствие черкесов среди "Братьев- мусульман" - самого большого исламского движения Сирии. Также, среди мулл и религиозных деятелей самым популярным и уважаемым для черкесов Сирии является Джаудат Саид, который пропагандирует весьма традиционный ислам, и выступает против насилия.

Авраам Шмулевич - Какие отношения были и есть у черкесов и арабов?

Басель Гыш - Когда черкесы не по своей воли в конце 19 века попали в Сирию, у них было много проблем с арабами, особенно с бедуинами и друзами. Но, черкесы смогли устоять.
Затем черкесы воевали в составе французских сил в Сирии. И черкеский батальон был одним из самых грозных орудий французов в Сирии. Но я не думаю, что это вспомнится когда-нибудь. Мне сложно сказать, вспомниться ли это когда-нибудь. Скорее всего, нет. Но на Ближнем Востоке все бывает.

Авраам Шмулевич - Как черкесы Сирии относятся к Израилю? Есть ли отличия в отношении к Израилю между черкесами и остальными этническими группами?

Басель Гыш - Все они живут в Сирии и находятся под информационным потоком арабского медиа пространства. Поэтому в целом у всех Израиль вызывает негатив. Но на фоне кровавых военных действий, что происходят сейчас, об этом негативе мало кто вспоминает. Конечно у христиан, он чувствуется меньше, чем у остальных.
Что касается черкесов, то, думаю, в этом плане они самые категоричные.
Израиль разогнал самое большое место компактного проживание черкесов в Сирии в 1967 на Голанах, сирийская армия отступила за несколько дней до прихода израильской. Израиль оставил несколько дурзских и арабских сел, но ни одному черкесу на Голанах не разрешили остаться.
Также молчание Израиля прошлой осенью, когда сирийские танки перешли линии зоны разъединения на границе с Израилем, и уничтожение двух черкесских сел на глазах у Израиля вызывает много вопросов.

Авраам Шмулевич - Я читал, что черкесы покинули Голанские высоты уже после окончания военных действий и по приказу из Дамаска, что Израиль разрешал им остаться, как и друзам.

Басель Гыш - Рассказы наших отцов, тетушек, дядьев говорят именно о том, что израильская армия в 67-м не позволила им остаться. Неужели все черкесы бы ушли по приказу из Дамаска, и даже один не остался бы?

Авраам Шмулевич - Какое сегодня положение с репатриацией на Кавказ?

Басель Гыш - 300 человек вернулось в Адыгею и 300 человек в Кабардино-Балкарию из 100 000 (а по другим оценкам и 150 000) сирийских черкесов.
Тут цифры говорят сами за себя.
Власти создают только видимость репатриации. Таким образом избегая общего черкесского народного гнева и используя момент с "оттоком" черкесов и других национальных меньшинств (например армян) из Сирии как аргумент в поддержку Асада в "его борьбе" против исламистов, способных истребить все нац. меньшинства Сирии.
Черкесы Сирии приезжают в Россию на общих основаниях, без каких либо льгот или специальных программ. И тем самым страдают от затянутости оформлении, больших цен на оформление, коррупции чиновников Российских посольств и консульских центров, которые отправляют людей на оформление в какие-то частные фирмы, и т.д. Приглашение для получения визы оформляется 6-8 недель, потом оригинал присылается в Сирию 1-2 недель, оформление визы и легализация бумаг требуемых с российской стороны 1-2 неделя. Т.е. от момента начало действий до момента получение визы - около 3 месяцев. От приезда в Россию до получения РВП - 2-3 месяца.
Т.е. полгода целая семья должна бегать и оформлять бумаги.
Если добавить к этому большие финансовые затраты, требуемые на переезд, особенно если это касается целых семей, отсутствие каких либо программ по адаптации и ограничения по квоте на выдачи РВП, то можно сделать вывод, что процесс репатриации практический невозможен.

Но, с другой стороны, не все черкесы Сирии хотят вернуться. Некоторые хотят на Кавказ только чтобы быть дальше от войны. Но таких меньшинство.
Черкесы Сирии никогда не разрывали культурную и духовную связь с Родиной. И большинство просто мечтали вернуться на Родину предков, это особенно касается молодого поколение.

Авраам Шмулевич - Среди изгнанников с Кавказа, попавших в Сирию, были не только черкесы. А что сегодня из себя в этническом плане представляют "черкесы" Сирии?

Басель Гыш - Всех выходцев с северного Кавказа называют "черкесами". Потому что черкесов среди них больше всего. Около 90%.

Затем идут абхазо-абазины (абаза) около 5-6 тыс, затем дагестанцы 1-2 тыс, затем чеченцы, карачаево-балкарцы, осетины - каждая из этих групп меньше, чем 1 тыс.

За редким исключением, никто кроме черкесов не сохранил свой язык.
Многие приняли и используют черкесский язык (особенно те, кто жил на Голанских высотах). К смешанным браком между сирийскими северокавказцами большинство относиться спокойно. Но есть и черкесские семьи, кто более категоричен в этом плане.

Авраам Шмулевич - А есть ли в Сирии абхазы, которые сохранили свою этническую идентичность?

Басель Гыш - В Сирии есть несколько абхазских семей, которые сохранили и язык и обычаи, но их очень немного. Пара десятков, максимум, лично я знаю 3-4, чтоб и языком владели. На много легче найти абхаза, владеющего черкесским. В Сирии не было чистых абхазских поселении, они всегда жили рядом с черкесами.

Авраам Шмулевич - Многие из тех русских экспертов и чиновников, кто выступают против репатриации черкесов, говорят, что сирийские черкесы, по сути, уже не кавказцы, а арабы, что они сильно ассимилированы и арабизированы, чужды российской ментальности, что, если большое их количество поселится на Кавказе, это вызовет межнациональное напряжение, и между репатриантами и русскими и даже между репатриантами и российскими черкесами. Как вы это можете прокомментировать?

Басель Гыш - О мнении российских экспертов:
Практический 90% сирийских черкесов старше 50 лет прекрасно говорят на черкесском языке, и живут, прежде всего, по законом черкесского этикета.
Среди молодых процент сохранения языка гораздо меньше. Но культурное чувство идентичности еще очень сильное, и говорить об арабизации просто смешно. Сирийские черкесы, даже дети, говорят на арабском со специальным говором (акцентом), внешний вид сирийского черкеса легко отличим от араба. Доля межнациональных браков черкесов Сирии остается невысокой, и неугрожающей.
Еще такой момент: с момента распада СССР в 1991 и до начало войны в Сирии на Родину вернулись около 1000 репатриантов из Сирии, Иордании и Турции. И давайте посмотрим какие же проблемы создали эти 1000 репатриантов:
- создали около 1000 рабочих мест. (т.е. столько же рабочих мест, сколько их самих)
- никаких серьезных проблем с законом
- очень хорошо интегрировались с местным населением. К сожалению, у меня нет статистики по бракам между репатриантами и местными. Но уверен, что проценту разводов и других социальных проблем сирийских и местных черкесов могла бы позавидовать вся Россия.

Авраам Шмулевич - Откуда Вы знаете русский?

Басель Гыш - Я учился в России. Долго учился, и хорошо знаю и Россию, и много раз вовремя учебы посещал и Майкоп и Нальчик.

Авраам Шмулевич - Как Вы смогли репатриироваться на Кавказ?

Басель Гыш - Мне приехать было чуть легче, чем остальным. Я всегда хотел вернуться, но из-за работы мне пришлось уехать в Сирии. И тогда студенту получить РВП или Вид на жительство было невозможно по закону. Мне знакомые помогли, и я получил приглашение из РФ. Приглашение ждал около 3 месяцев. Потом оказалась ошибка в имени дочери, и пришлось еще два месяца ждать и переоформить приглашение. Потом получили визу.

Авраам Шмулевич - В чем отличия в ментальности сирийских черкесов и черкесов Кавказа?

Басель Гыш - Конечно, ментальность отличается. 150 лет жизни в разных культурах сделали свое. Сирийские черкесы, все-таки, получили некоторую реформацию своих обычаев, при этом сохранив все по-немногу.
- кавказские черкесы менее реформированы, но потеряли больше (я имею ввиду обычного народа, а не дома у кавказоведа).

Авраам Шмулевич - Когда репатрианты из Сирии приезжают на Кавказ - что их больше всего поражает?

Басель Гыш - Тут вопрос, конечно, зависит от конкретного человека...
но общие беды России всем известны. Очень поражает бюрократия.
Например, надо пройти медкомиссию, чтобы получит справку, необходимую для оформление РВП. Так вот, ни один врач не смотрит, просто тупо все ставят штампы. Целый день в очереди стоят просто ради ничего не значащей подписи и штампа. Это как пример.

Поражает невежливость гос. работников... поражает, что никто не занят высокотехнологичным трудом. Жену поражает, что на английском никто ни слова не говорит.

Авраам Шмулевич - Почему вы считаете, что власти Российской Федерации
должны вообще предоставлять черкесам Сирии какой-то особый режим репатриации, как-то им помогать?

Басель Гыш - 1 - Большинство черкесов живут за пределами исторической Родины. И они всегда будут смотреть в сторону этой Родины. Если черкесы поймут, что современная Россия им не союзник, то они будут искать других союзников. Можно даже сказать, что их может кто-то использовать .
2 - Диаспора черкесская получила огромный опыт, и ее возвращение в массовом порядке даст толчок (во всех планах) развитию всего Северного Кавказа добавим сюда же и то что диаспора создаст религиозный баланс - иммунитет от радикализма.

Черкесы, перепост

Previous post Next post
Up