Первый в истории трижды Герой

Mar 19, 2018 20:22

19 марта 2018 года Россия отметила 105-ю годовщину со дня рождения трижды Героя Советского Союза, ветерана Великой Отечественной войны, знаменитого лётчика-аса Александра Ивановича Покрышкина.



Александр Иванович Покрышкин

Александр Иванович появился на свет в набожной русской семье в городе Новониколаевске (ныне Новосибирск) 6 марта 1913 года. Так записано в метрике при храме, в котором его крестили. А стало быть, его день рожденья по новому стилю - 19 марта, а не 6, как полагают многие его биографы. Предки его родителей были родом из Вятской губернии, однако отец по праву мог бы считаться настоящим сибиряком - уже несколько поколений его предков жили в Сибири. Родители Александра Ивановича были людьми малограмотными, но честными и трудолюбивыми, сумев передать эти качества и сыну.
Александр Покрышкин окончил ФЗУ при заводе "Сибкомбайн" в 1932 году и начал работать слесарем-лекальщиком. Но в том же году его призвали в армию. Времена были тревожные, армейская служба считалась среди молодёжи делом почётным, и Александр Иванович решает связать свою судьбу с армией. В 1933 году он закончил 3-ю Пермскую школу авиационных техников, в 1934 году - Ленинградскую военно-теоретическую авиашколу. И начал служить техником звена связи в 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа, одновременно занимаясь в Краснодарском аэроклубе. Авиация увлекла молодого сибиряка. В нём проснулось непреодолимое стремление летать. И пошли рапорты по армейскому начальству - командиру округа, командующему ВВС, наркому обороны - с просьбами допустить к полётам. Позже историки подсчитают: всего Покрышкин написал 40 таких рапортов. И в конце концов таки добился своего - в ноябре 1938 года его направляют в Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Это учебное заведение Александр Иванович заканчивает с отличием в следующем, 1939 году.



А.И. Покрышкин в 1940 году

Покрышкину 26 лет. Вся жизнь впереди, и эта жизнь улыбается молодому офицеру. Назначенный младшим лётчиком 55 истребительного авиаполка в Одесский военный округ, Покрышкин одним из первых освоил новый, недавно поступивший в войска истребитель МиГ-3 и вскоре получил повышение - стал командиром звена. И вдруг - весть, как обухом по голове: война.

22 июня 1941 года войска нацистской Германии перешли границы СССР практически по всей их протяжённости в Европе. Авиации пришлось особенно туго: с первых же дней войны выяснилось техническое превосходство немецкой авиации над советскими самолётами. Вдобавок, большая часть советской авиации была уничтожена на аэродромах, даже не успев вступить в бой. "Кто не воевал в 1941 - 1942 годах, тот не видел настоящей войны", - напишет впоследствии Покрышкин. Сам же он принимал участие в боях с самых первых дней.



Покрышкин в 1941 году

Впрочем, война началась для Покрышкина с трагического события. Роковой для всей нашей страны день - 22 июня - стал роковым и для Александра Ивановича: в своём первом воздушном бою он сбил советский бомбардировщик Су-2, приняв его за вражеский. Пилоту бомбардировщика - командиру эскадрильи М.И. Гудзенко - удалось спастись, но штурман Семёнов был убит. Ошибка была вызвана тем, что самолёты Сухого начали поступать в армию только перед самой войной, и советское руководство, опасаясь, что секреты этой новой техники могут попасть к врагу, не информировало о характеристиках Су-2 никого, кроме тех, кому непосредственно предстояло служить на этой технике. Непосредственный очевидец этого трагического события - Иван Иванович Пстыго, успел покачать Покрышкину крылом, демонстрируя советские опознавательные знаки, после чего, по рассказу Пстыго, Покрышкин начал подавать отчаянные сигналы другим советским истребителям, что бомбардировщики свои. Истребители благополучно сопроводили оставшиеся "сушки" на бомбометание".

Спустя много лет Покрышкин и Пстыго встретились в военной академии. "Когда я учился в Академии Генерального штаба, рассказал об этом случае своим однокурсникам, - вспоминал Пстыго. - В нашей группе учился трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Он попросил меня повторить рассказ. Пересказал снова.

«Это был я», - смущённо и расстроенно заявил он.
«Шутишь, Саша?»
«Да какое там „шутишь“! В начале войны я действительно сбил Су-2. Был со мной такой страшный случай, не знал самолёты Сухого, ведь они появились в частях перед самой войной, а вид у них совсем необычный - подумал, что фашист…»" (конец цитаты).

Все, кто имел удовольствие лично знать Покрышкина, единодушно свидетельствуют, что он был кристально честным и совестливым человеком, не кривившим душой ни перед собой, ни перед товарищами. Представим себе, какой ад творился на душе Александра Ивановича, когда он понял, что собственными руками, в разгар войны, нанёс стране ущерб в несколько миллионов рублей, уничтожив новейший боевой самолёт, более того - по его вине погиб, пусть и незнакомый ему лично, но всё же русский лётчик, боевой соратник. В старом советском кинофильме "Нормандия - Неман" был схожий эпизод - там виновный пилот истребителя едва не наложил на себя руки. От самоубийства его удержали только слова командира: "Тогда у русских вместо одного будут два мёртвых лётчика". И то, что Покрышкин был человеком лично неверующим (иначе не вступил бы в коммунистическую партию), только усугубляло ситуацию, ведь попросить прощения Александр Иванович возможности не имел. В конце концов, вероятно, и в его душе возобладали те же соображения, какие озвучил мудрый герой позднейшего советского фильма. И он решил воевать с удвоенной яростью, воевать "за себя и за того парня", воевать так, чтобы нанести врагу максимальный урон.



Истребитель МиГ-3. Именно на таком начинал воевать А.И. Покрышкин



А так выглядел сбитый Покрышкиным по ошибке советский бомбардировщик Су-2

Уже 23 июня 1941 года Покрышкин открыл свой боевой счёт: в неравном бою против 5-ти "мессершмиттов" Me Bf-109 Александру Ивановичу удалось сбить один вражеский истребитель, однако и сам он был подбит. Было это в районе реки Прут. С трудом Покрышкину всё же удалось дотянуть на неисправной машине до своих и посадить её на аэродроме. Затем в течение лета 1941 года ему удалось сбить ещё несколько самолётов противника. Но Красная Армия отступала, и в хаосе отступления полковые документы потерялись, так что эти победы не были Покрышкину засчитаны. В ноябре 1941 года Александр Иванович становится заместителем командира эскадрильи.

Тогда же, в первые, самые тяжёлые недели войны Покрышкин обратил внимание на то, как устарела тактика советских ВВС по сравнению с немецкой, благодаря чему асы люфтваффе почти всегда выходили победителями. Покрышкин завёл специальную тетрадку, в которую начал набрасывать собственные соображения по тактике истребителей в бою.

Зимой 1941 года, в период боёв за Ростов, Покрышкин совершил свой первый подвиг. В районе города Шахты советскими войсками были остановлены танки фон Клейста. А затем наша разведка их... благополучно потеряла. Требовалось найти эти злополучные танки. Однако, погода стояла абсолютно нелётная - дождь и грязь. Двое других пилотов, пытаясь взлететь, разбились. Тем не менее, Покрышкин поднял свой самолёт в воздух и вылетел на разведку. Несмотря на тяжёлые погодные условия и плохую видимость, танки были обнаружены. После того, как Покрышкин доложил командованию эту важную информацию, он был награждён Орденом Ленина.

Всего за 1941 год Покрышкин совершил 190 боевых вылетов, большинство из которых (144 вылета) - на штурмовку наземных позиций врага (опаснейшее задание для небронированных истребителей, приходится идти прямо на вражеские зенитки). Официально на его счету к концу ноября 1941 года числилось 2 вражеских самолёта, сбитых лично, и ещё 1 - в группе. Видим таким образом, что Покрышкин себя не щадит. Иной - и ведь тоже и ас, и Герой - за всю войну не налетал столько, сколько Покрышкин за один первый год войны.  А Покрышкин намеренно берётся за самые трудные и опасные задания и не даёт себе отдыха, что косвенно может служить подтверждением моей версии о его стремлении загладить свою вину за гибель советского лётчика. Впрочем, не исключено, что им двигал и иной мотив - Покрышкин разрабатывал новую тактику истребителей взамен устаревшей. Разрабатывал в непосредственном боевом опыте, а потому - брался за самое трудное.

В 1942 году в жизни Александра Ивановича случилось три важных события. Во-первых, его родной 55-й истребительный авиаполк получил звание гвардейского - теперь он назывался 16-м гвардейским истребительным. Во-вторых, между новым командиром полка Н.В. Исаевым и Покрышкиным случается серьёзный конфликт, едва не стоивший Покрышкину военной карьеры. Исаев категорически не принимал критики Покрышкиным старой советской тактики истребителей. Дело едва не кончилось военным трибуналом, Александра Ивановича исключили из партии. Помогло заступничество комиссара, добившегося того, чтобы дело было прекращено, а Покрышкин - восстановлен в партии. Примечательно, что в 1944 году их роли поменяются - и Исаев будет назначен заместителем к Покрышкину, дослужившемуся к тому моменту до должности командира дивизии. И третье событие - Покрышкин пересаживается на новый самолёт. На самолётах этой модели он в дальнейшем и будет воевать до самого конца войны. Это был американский истребитель "Аэрокобра".



Аэрокобра Покрышкина

"Летчики ВВС США считали эти машины тяжелыми и опасными в управлении, с трудным выводом из плоского штопора, - пишет Дмитрий Филин. - Но советские пилоты смогли справиться с этими недостатками и, используя сильные стороны "аэрокобры" (мощное вооружение и отличную радиосвязь), сделали этот самолет одним из самых результативных во Второй мировой войне".
Самолёты для 16-го гвардейского полка надо было ещё пригнать из Ирана, куда их доставили американские союзники. С этой задачей Покрышкин блестяще справился. А затем его ждали тяжёлые воздушные бои над Кубанью. Покрышкин был к этому времени уже гвардии капитаном и командиром эскадрильи. Именно там, в небе над Кубанью родилась его знаменитая формула: "Высота, скорость, манёвр, огонь". 12 апреля 1943 года над станицей Крымской Покрышкин сбил четыре мессершмитта прямо на глазах командующего 4-й воздушной армией генерала К.А. Вершинина. А всего за тот день Покрышкин уничтожил семь вражеских истребителей. За образцовое выполнение боевых заданий 24 мая 1943 года Александр Иванович был удостоен первой медали Героя Советского Союза. К этому времени он имел в своём активе 354 боевых вылета, 54 воздушных боя, 13 самолётов противника, сбитых лично, и ещё 6 - в группе. В июле 1943 года Александр Иванович принял участие в судебном процессе над пособниками гитлеровских оккупантов, состоявшемся в Краснодаре. К августу 1943 года Покрышкин довёл свой личный счёт сбитых вражеских самолётов до 30, за что стал дважды Героем Советского Союза. Затем он участвовал в освобождении Донбасса, в воздушных боях над Чёрным морем и Днепром.
К этому времени Покрышкин уже был автором нескольких удачных тактических приёмов, обеспечивших нашей авиации победу в небе над Кубанью. Одним из таких приёмов стала "кубанская этажерка" - эшелонированное в высоту построение истребителей. Пары или звенья истребителей при таком построении располагались уступами с расстоянием по высоте между звеньями около 1500 м. Встреченные такой этажеркой немцы оказывались заведомо в проигрышном положении: пытаясь набрать высоту и уйти от столкновения с первой (ведущей) парой, они подставляли брюхо под огонь следующей пары.



Покрышкин же предложил изменить тактику патрулирования. Н. Шпаковский и Е. Новицкая пишут: "Обычно летчики кружились на высоте около полутора-двух километров, самолеты летели на так называемой «экономичной» скорости, когда мотор потребляет минимум горючего. Что было плохо? При внезапном появлении противника надо было набирать скорость или высоту, чтобы отразить атаку, а времени на это часто не было. Если же патрулировать на высоте трех четырех километров, условия для отражения атаки были превосходными, но на фоне земли трудно было заметить самолеты противника.

Чтобы разрешить это противоречие, Покрышкин предложил, так называемое, «маятниковое патрулирование». Пара разгонялась и набирала большую высоту. Затем, в верхней точке самолеты круто разворачивались и устремлялись в пикирование. Пройдя над защищаемым объектом на максимальной скорости и осмотревшись, пилоты опять уводили самолеты вверх и цикл повторялся. Положение прикрывающей пары резко улучшилось, поскольку в любой момент времени самолеты имели перед атакующим противником или преимущество по скорости, или запас высоты. Пилоты могли эффективно отразить атаку.



Предложенная Покрышкиным схема "маятникового патрулирования

Интересно, что расход топлива при этом практически не увеличился, поскольку самолет двигался по огромной дуге и половину пути проходил по инерции" (конец цитаты).

Покрышкин, как бывший техник, на отлично знал и понимал конструкцию самолётов - потому мог не только на полную катушку использовать их боевые возможности, но и вносить улучшения в конструкцию. Покрышкин же первым начал практиковать и т.н. "свободную охоту" - когда истребитель  вылетал в  произвольном направлении и самостоятельно занимался поиском противника.  Со временем тактические приёмы Покрышкина стали получать всеобщее распространение. Стоит ли удивляться, что в феврале 1944 г. Александра Ивановича вызвали в Москву, где командующий ВВС Новиков предложил ему должность директора авиашколы. Покрышкин отказался и вернулся на фронт.
В марте 1944 года Александр Иванович был утверждён в должности командира своего 16-го гвардейского истребительного авиаполка. К маю того же года в его активе значилось 550 боевых вылетов и 53 лично им сбитых самолётов противника. За эти достижения он был назначен командовать авиационной дивизией. Покрышкин принял должность не без колебаний - хотелось лично бить врага в воздухе. С другой стороны, он понимал, что с его приобретённым тактическим опытом он гораздо полезнее будет во главе крупного авиационного соединения, где бы он мог не только сам применять отработанные приёмы, но и обучать этим приёмам новые поколения лётчиков. За счёт чего эффективность действий советской авиации повышалась. Впрочем, и в новом качестве Покрышкин продолжал летать лично. На своей аэрокобре с бортовым номером 100 Покрышкин участвовал в Львовско-Сандомирской операции, в освобождении Польши. 19 августа 1944 года Покрышкину в третий раз было присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал первым в истории трижды героем.



Портрет трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина

После этого Александр Иванович принял участие в Берлинской наступательной операции, а свой последний воздушный бой провёл 9 мая 1945 года в небе над Чехословакией. Всего Покрышкин совершил 650 боевых вылетов, уничтожил 59 самолётов противника лично и 6 - в группе. Впрочем, ходили упорные слухи, что на самом деле Покрышкин сбил 75 вражеских самолётов - просто его счёт 1941 года потерялся, а в последние два года войны он охотно отдавал свои победы более молодым лётчикам, чтобы придать им уверенности.

Покрышкин принимал участие в Параде Победы в июне 1945 года, нёс знамя 1-го Украинского фронта. Он сам рассказал об этом:"...Всю радость победы, высокую честь быть воином Советской Армии я ощутил  июньским утром тысяча девятьсот сорок пятого года. Красная площадь. Парад Победы. Мимо Кремля в торжественном марше проходят воины-победители. К подножью мавзолея они бросают немецкие знамёна. Я несу боевой штандарт войск нашего фронта. Рядом со мной боевые друзья и товарищи, с которыми пройдены все дороги войны. Я иду совсем близко от Сталина. Мне видна его отеческая улыбка, обращённая к нам, воинам, к нашему народу. Что может быть выше для советского человека, чем эти исторические минуты торжества любимой Родины!"



Покрышкин на Параде Победы в 1945 году

После окончания Великой Отечественной войны Покрышкин остался в вооружённых силах. В 1949 году окончил академию имени Фрунзе, в 1957 году - Высшую военную академию имени Ворошилова. Служил на командных должностях в авиации. С июля 1968 года занимал должность заместителя главнокомандующего войсками ПВО СССР. В 1969 году защитил кандидатскую диссертацию. Покрышкин - автор 4-х книг, в которых не только рассказывает о времени и о себе, но и уделяет много внимания прогрессивным тактическим приёмам авиации. Кроме того, Александр Иванович неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР.



Покрышкин в генеральской форме. Он стал генерал-майором в 1953 году.
Генерал-лейтенантом - в 1958-м.
А скончался в звании маршала авиации.

(с) Источник

Их знают все

Previous post Next post
Up