По имени Рысь

Mar 08, 2018 23:55

Среди партизан польской Армии Крайовой замечено немало женщин. Об одной из них сегодня мой рассказ. Звали её Мария Магдалена Шелонговская.



Мария Магдалена Шелонговская

Мария Шелонговская (1905 - 1989), как сообщает польская "Википедия", - известная польская антифашистка, партизанка Армии Крайовой. Позывной - "Рыся".


Родилась она в семье профессора Львовского университета. Отец её преподавал историю. И, видимо, привил своей дочери любовь к родному краю. Мария по стопам отца не пошла - она получила техническое образование. Но с началом гитлеровской оккупации Польши ушла в подполье. В рядах Армии Крайовой Мария познакомилась с ротмистром Витольдом Пилецким и стала его ближайшей помощницей. В частности, Мария переписывала отчёты, пересылавшиеся Пилецким из Освенцима, в которых рассказывалось о зверствах нацистов и о проводимой ими политике геноцида, а также помогала разоблачать предателей из числа поляков.



Витольд Пилецкий. Подпольщик АК,
офицер Войска Польского. Позывной "Витольд".



Мария Шелонговская (в центре) и Витольд Пилецкий (справа).

В августе 1944 года Мария Рыся-Шелонговская приняла участие в Варшавском Антифашистском восстании. После подавления восстания она отказалась капитулировать, сумела выбраться из города и эмигрировала в Италию, где присоединилась к армии Андерса.

После окончания Великой Отечественной войны Мария с фальшивым паспортом на имя Кристины Квециньской вернулась в Польшу, принимала участие в антикоммунистическом подполье - и снова под руководством Витольда Пилецкого. В 1947 году группа Пилецкого была арестована и предстала перед судом. Их обвиняли в шпионаже - из-за продолжавшегося сотрудничества группы с польским эмигрантским правительством. Пилецкий был приговорён к смертной казни и расстрелян. А Марии Шелонговской смертный приговор заменили тюремным заключением. До 1956 года Рыся оставалась в тюрьме. Но в 1956 году в правительстве ПНР произошли серьёзные перестановки. Болеслав Берут и его сторонники оказались решительно отодвинуты от власти. За этим последовала первая волна реабилитаций в отношении бойцов и командиров Армии Крайовой. В числе прочих вышла на свободу и Мария Шелонговская. После освобождения она работала в патентном ведомстве Польши.

А теперь - несколько неожиданное открытие. Обвинять Пилецкого в шпионаже, а тем паче - приговаривать его к расстрелу у руководства ПНР не было никаких юридических оснований. Пилецкий сотрудничал с эмигрантским правительством - по долгу данной им присяги. И непосредственно с Владиславом Андерсом - тоже по долгу присяги. Но доказать его связь с британской или американской разведкой следствие так и не смогло. Как не смогло оно доказать и фактов передачи Пилецким, Шелонговской и их группой на Запад каких-либо стратегически важных секретов. В правительство Андерса - Коморовского шла информация о репрессиях польских коммунистических властей против ветеранов АК. По сути, вся "шпионская" деятельность Пилецкого и Шелонговской была обычной журналистикой. К тому же оба они, как ветераны АК, естественно, переживали душой за своих боевых товарищей и надеялись с помощью мирового сообщества облегчить их участь. Оснований для расстрельного приговора не было.



Суд над Витольдом Пилецким. На скамье подсудимых вторая слева - Мария Шелонговская.

Тем не менее, Пилецкий был расстрелян, а его верная соратница Рыся чудом избежала смерти. Почему?

Ответ опять-таки даёт польская "Википедия" - для того, кто проявит любопытство. В статье, посвящённой Рысе, читаем, что она вместе с Пилецким во время пребывания последнего в Освенциме обнаружила некий компромат на Юзефа Циранкевича. В чём именно состоял этот компромат, "Википедия" умалчивает, но в 2007 году один из польских журналов опубликовал сенсационное сообщение, что Циранкевич в период своего заключения в концлагере согласился сотрудничать с гестапо. Возможно, Витольд и Рыся докопались до этих сведений.

А теперь - внимание, фокус. Открываем статью о Циранкевиче, и читаем: в 1947 году, в год расстрела Пилецкого, Циранкевич являлся премьер-министром ПНР! Более того: премьер лично (!!!) следил за процессом Пилецкого и оказывал давление на суд, добиваясь смертного приговора Витольду и Рысе. То есть - тем самым людям, которые смогли во время Великой Отечественной войны найти на него некий "компромат". Сопоставив эти сведения, приходим к выводу: в расстреле Пилецкого и Шелонговской Циранкевич был заинтересован кровно - они были опасными свидетелями, которых он и постарался устранить, вопреки всем нормам закона и простой человеческой порядочности.

(с) Источник

Женщина на войне, Польские антифашисты

Previous post Next post
Up