Nov 30, 2013 11:03
Дети играют в углу:
- Аля, перестань трогать мой ящичек! Хочешь чтобы я тебя наказал?
- Я хочу почитать книжку.
Любопытно, почему вопрос, заданный с целью, предупредить определенное действие, воспринимается как вопрос "что хочешь?" Не этот ли механизм работает в стандартизированном интервью? Исследователь, по привычке и от какой-то безысходности, выверяет каждую запятую вопроса. А респондент воспринимает заданный вопрос как некоторое сообщение, окруженное контекстом взаимодействия, как сообщение короткое, точное и по смыслу упругое. Как теннисные мячики отскакивают выверенные формулировки, а исследователь по-прежнему ломает голову над полученными распределениями, которые в общем-то говорят совсем о другом.
И ведь все корректно в коммуникации, избыточность в ней надуманная. "Ф: Хочешь, чтобы я тебя наказал? А: Нет, не хочу. Я хочу другое - почитать книжку".
федор,
методология