Навязчивое желание получить ученую степень или звание. Х. обусловлен повышенной чувствительностью организма к внешним социальным воздействиям, направленным на конструирование безусловной ценности научного труда. В основе расстройства лежит недостаток самоорганизации и личного контроля, инфантилизм, боязнь принятия самостоятельных решений. Больной не отдает отчета в совершаемых действиях, проявляет упорство в прохождении формальных требований (сдача кандидатского минимума, регулярные встречи с научным руководителем, публикации в журналах, одобренных Высшей аттестационной комиссией, выступления на конференциях и т.д.). Порой весьма успешная имитация научной деятельности препятствует обнаружению Х., создает реальную угрозу своевременной постановке диагноза. Зачастую больной проходит все стадии аттестационной гонки и, получив вожделенные степени, постепенно теряет интерес к научной деятельности. Поэтому Х. опасен для здоровья лишь на кратковременные промежутки времени, предшествующие реализации навязанных из-вне планов.
Наибольшее распространение Х. отмечено среди выпускников вузов, имеющих государственную аккредитацию. Новоиспеченные аспиранты, в том числе, под воздействием
колостративного синдрома, отождествляют успехи в учебном процессе с наличием призвания к научной деятельности. Первых, как правило, они достигают посредством приобретения навыков успешного прохождения отчетных периодов (сессий), что, в большей степени, указывает на высокие адаптационные способности, нежели склонность к научной работе. К этому можно добавить, что директивные методы по совмещению учебного и исследовательского процессов, внедряемые Министерством образования в российские вузы, формируют благоприятную среду для быстрого распространения Х., поскольку не выходят за рамки отчетно-показательных мероприятий и дискурсивно переопределяют суть научной работы.
Социальное значение Х. заключается в том, что он является основной причиной имитационных практик в научной среде. В количественных показателях их можно описать, например, через соотношение числа публикаций во время аттестационной гонки и после получения степени; через долю защитившихся аспирантов и докторантов, в течении непродолжительного времени (не более года) после защиты прекративших научную карьеру. Кроме того, Х. может направлять соискателя на активный поиск наименее трудозатратных способов получения ученой степени. В сочетании с низким уровнем профессионального контроля, диффузией этических норм в научной среде, Х. провоцирует развитие
витального синкретизма и
плагиата.