Вийон

Jul 06, 2012 17:17


«ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ КОРОЛЕМ» (3)

(1939; «Парамаунт»; реж.: Френк Ллойд;

в гл. р.: Рональд Колман; Бэзил Рэтбоун; Френсис Ди; Эллен Дрю; Генри Уилкинсон)

Эту картину я мечтал посмотреть свыше десяти лет, но на торренте она появилась только в наше время. Дело в том, что Франсуа Вийон мой любимый поэт и исторический персонаж.

Это персонаж даже не столько исторический, сколько мифологический. О его жизни в основном известны факты, запротоколированные судебными документами. Гениальный поэт, вынужденный скрываться от правосудия за невольное убийство, постепенно становится бродягой, вором, антисоциальным элементом и приговаривается к повешению. В последний момент смертная казнь заменяется изгнанием из Парижа. После чего следы поэта теряются навсегда. Согласитесь, здесь огромный простор для романтических фантазий.

Тем обиднее, что экранизируя пьесу МакКарти (до этого перенесенную на экран с участием Джона Бэрримора) Фрэнк Ллойд отдался романтическим фантазиям настолько, что о подлинном Вийоне позабыл. Ничего общего с Вийоном (кроме произвольно присвоенного имени) фантазия Френка Ллойда не имеет.

Париж осажден войсками герцога Бургундского. Случайно столкнувшись в кабаке с вольнолюбивым поэтом Вийоном (Рональд Колман), который грозится прогнать бургундцев и восстановить социальную справедливость, король Людовик Одиннадцатый (Бэзил Рэтбоун) решает назначить его комендантом города. Но исполнять обязанности властителя оказывается не так-то просто.

В реальности король и Вийон, конечно, не встречались.

В фильме действует также Катрин де Воссель. Сия девица упоминается Вийоном в качестве коварной дамы, благодаря которой он получил хорошую взбучку розгами. У Френка Ллойда это приближенная королевы, в Вийона влюбляющаяся.

Настоящее имя поэта Монкорбье в фильме присваивается ему королем.

Вийона играет Рональд Колман актер, имевший заслуженный успех в экранизациях «Повесть о двух городах» и «Пленник Зенды». Но сыграть реального Вийона, человека, поставленного на грань выживания, он не смог. Он чересчур интеллигентен, рафинирован, изящен.

И все бы ничего, не страшно, кино «плаща и шпаги» обязано придерживаться законов завлекательности, а не исторического буквализма. Но в том и дело, что завлекательностью «Если бы я был королем» не страдает. Перед нами театр. Пьеса разыгранная хорошими актерами в правильных декорациях.

В общем, я разочарован. 
Previous post Next post
Up