Севастопольская панорама Рубо: одно застывшее мгновение

Apr 29, 2015 17:51

6 июня 1855 года. Ты стоишь на вершине Малахова кургана и словно в круговом 3D-кадре поставленного на паузу фильма смотришь, как севастопольцы отбивают атаку многотысячной англо-французской армии.




42 панорамных полотна, выполненные художниками различного уровня. 42 панорамы, способные подарить своему зрителю немало интересных мыслей. Все они разбросаны по разным уголкам мира. Наиболее известные среди них в ФРГ, Канаде, Швейцарии, России. Особое место занимает Севастопольская панорама "Оборона Севастополя 1854-55гг.", выполненная Францем Рубо - живописцем-баталистом, жителем Германии, уроженцем Одессы, русским французом. Так же, как и самому Севастополю, панораме пришлось бороться за право быть собой, едва не погибнуть в войне реальной, пережить несколько реставраций и сохранить при этом свой особый, неповторимый дух.



Франц Алексеевич Рубо



Панорамное полотно занимает 14 метров в высоту, 115 метров в длину и насчитывает более 4000 фигур. Матросы, солдаты, офицеры, простые севастопольцы. Среди них легко узнаются личности Нахимова, Даши Севастопольской, хирурга Пирогова, матроса Кошки. А еще там сотни и сотни безымянных лиц, часть из которых предположительно срисована художником с реальных участников событий. Да и сам момент, изображенный на полотнах и предметном плане - не абстрактное видение. Это конкретный день обороны города - 6 июня 1855 года, 9-й месяц осады.



Решение создать столь масштабное творение было принято в 1899 году, для чего в Петербург пригласили одного из самых изветных баталистов современности. Получив столь масштабный заказ, Рубо тут же выезжает в Севастополь, где, день за днем, занимается исследованием местности, главных исторических пунктов, расспрашивает свидетелей той войны и рисует, рисует, рисует. Пейзажи, виды, и лица тех, кто был прямым свидетелем происходившего 45 лет назад...



Место гибели Корнилова, отмечено крестом и пушечных ядер

Спустя несколько месяцев, в Петербурге, уже был принят основной эскиз, и с этого момента Рубо вместе со своими коллегами - Шенхеном, Мертье и Фрошем, а также помощниками из Баварской академии художеств начинает работать над составляющими огромного полотна в Мюнхене.



По замыслу автора, главный действующий персонаж панорамы - народ, вставший на защиту родного города. Он хотел показать простых людей, их лица, их подвиги, их трагедию и славу. Но в 1904 году, когда готовая панорама была привезена в Крым, члены приемной комиссии решили, что подобный подход не способствует укреплению самодержавия. Потребовали убрать портретные изображения солдат и матросов, зарисовать фигуру Нахимова, заменив ее Горчаковым. Тогда, в первый раз, художник выстоял - он ответил решительным отказом, не считая возможным по этически-моральным сображениям вносить подобные изменения.
Чтобы не вызвать волнений срывом открытия панорамы, комиссия дала добро, и 14 мая 1905 года в круглом белом здании, сооруженном по чертежам Ф.-О.И. Энберга и В.А.Фельдмана, был открыт уникальный памятник русской воинской славы. Однако полотну, как и городу, изображенному на ней, пришлось пережить немало взлетов и падений.



В 1909 году комиссия возобновила свои требования по перерисовке действующих лиц, пригрозив царским наказанием. Рубо заставили убрать с первого плана Нахимова, солдат и матросов, детей и жен защитников города, подносивших ядра к пушкам. Это полностью изменило атмосферу полотна. А потом случилась Революция.



В 1918 году войска Антанты попытались вывезти полотно во Францию, однако рабочие Корабельной стороны воспрепятствовали этому - на этой картине были их отцы и деды. В итоге,панорама не только осталась в России, но и смогла вернуть свой первоначальный облик. В 1926 году советское правительство послало Францу Рубо приглашение на руководство реставрацией полотна. Рубо, который скончается меньше чем через 2 года, из-за болезни не смог присутствовать, но дал благословение своим ученикам - М. Грекову и А. Авилову. В этом же, 1926 году панорама "Оборона Севастополя 1854-55 гг." вернула свою изначальную концепцию - на первый план вернулись солдаты и матросы, а место командующего вновь заняла фигура адмирала Нахимова.



Позже полотно едва не погибло в период Великой Отечественной. 25 июня 1942 года снаряд попал в само здание, спровоцировав пожар. Сгорело 20% изображения. Остатки же, обгорелые и посеченые осколками, упаковали и вывезли через Новороссийск в безопасный Кустанай. При перевозке трюмы залило водой... Считали,что картина не подлежит восстановлению, но...



Когда Севастополь в очередной раз восставал из руин, решено было начать масштабную реставрацию шедевра. Под руководством В.П. Яковлева, а позже академика П.П.Соколова-Скали, тщательно изучая эскизы и записи самого Рубо, художники творчески восстановили все составляющие панорамы. Конечно, полная идентичность оказалась невозможной, поэтому, следуя идеям автора, его последователи вписали в панораму несколько новых сюжетов. Благодаря им, получили вторую жизнь, стали более реальными и близкими хирург Пирогов, приехавший на перевязочный пункт, возвращающийся с разведки со своим товарищем матрос Кошка. Получили собственную личность некоторые другие персонажи полотна. В своем новообретенном облике панорама была торжественно открыта 16 октября 1954 года.



Изображение панорамы (картинка кликабельна)

Последняя реставрация была сделана уже в наше время - в 2005 году.

С одной стороны странно, что панораму разместили не на месте события. Но с другой стороны, благодаря этому решению, Малахов курган остался спокойным и тихим парком. Здесь можно молча почтить память защитников города и просто прогуляться, покормив голубей. Не надо бояться, что тебя снесет очередная толпа туристов.



Малахов курган сегодня
Вон там, внизу, за густыми деревьями, маленькая и совсем коротенькая улочка Селенгинская - здесь стоял Селенгинский полк. Справа, в сторону Лазаревских казарм, скрыт домами памятник матросу Кошке, левее тянется улица генерала Хрулева, сумевшего в тот знаменательный день, 6 июня 1855 года, отбить наступление 8-ми французских дивизий.
Посетите панораму, запомните этот отпечаток одного мгновения, вернитесь на Малахов курган и сравните. Эти образы - они разные, но такие похожие.



Здание панорамы Рубо

панорама Рубо, искусство, Россия, крым, художники, севастополь, малахов курган

Previous post Next post
Up