Оригинал взят у
step_bg в
Мертвые слова, живые поступкиОказывается, не я один
читаю Нору Галь. Вот
здесь автор рассказывает о сходстве идей Норы Галь с заключениями некоторых мыслителей. Замена действия (глагола) на состояние (отглагольно существительное) сушит язык и притупляет у человека способность испытывать сильные чувства. Например, вместо "я верю" - "у меня есть вера".
Цитата:
"И Нора Галь, и Фромм с Марксом разными словами говорят об одном и том же. Человек заменяет свое бытие обладанием неким отчужденным от него явлением. Если первое выражается глаголом - "я верю", "я люблю", "я надеюсь", то второе - отглагольными существительными, которыми "обладает" человек: "у меня есть вера", "надежда", "любовь"".
Но в жизни все тоже самое!
Мы не замечаем как "канцелярит" убивает живое слово, но точно также формализм сводит на нет и порыв и интерес. Если работа требует от человека только механическое действие (в народе "переклеивание этикеток на бананах") и подавляет творчество, таким образом человек превращается в конвейер, машину. Я уже несколько раз цитировал
отрывок про каторгу из "Планеты людей" Экзюпери.Или сцену из фильма "Битва в пути". Совершенно иначе живут рабочие, к которым главный инженер обращается за советом. Эти рабочие - большее, чем "часть плана".
А вот случай из жизни. Работа человека прямо связана с детьми (подростками). С детьми не получается поладить и они убегают при первой возможности. Конечно можно обвинить подростков в том, что они плохо воспитаны. Возможно. С другой стороны, чтобы найти общий язык требуется приложить и собственные усилия. Приглядишься к обстановке, а там все тотже педантизм: скучный материал, все шаги заранее прописаны, эмоции придуманы, шаги выверены по минутам. И это не школьное занятие, а познавательная встреча. Как тут не убежать?! Они и убегают, конечно.
Наблюдая и за собой стремление что-нибудь "оканцелярить", приходится задумываться о "работе над ошибками". Большой ценностью воспринимается жизненный опыт людей, которые учились сохранять живое начало.
Хороший, яркий пример однажды приводил товарищ
fedotov1384 в заметке про актерское мастерство педагогов. Вячеслав Тихонов ипровизирует в образе учителя. Вместо 15 строчек сухого текста, сумел рассказать историю подвига Шмидта так, что воодушевил весь класс!
Click to view
Как тут не вспомнить
историю про лекцию Нильса Бора для студентов МГУ в СССР. На выступлении Нильс Бор сказал, что самыми сложными являются те науки, которые изучают человеческий разум и человеческие взаимоотношения.
Продолжение следует.