Предсказания о Константинополе и хроника русско-турецкого противостояния

Nov 29, 2015 20:20

Оригинал взят у mamlas в Предсказания о Константинополе и хроника русско-турецкого противостояния

Оригинал взят у mamlas в Предсказания о Константинополе и хроника русско-турецкого противостояния
Ещё по теме пророчеств и России

Царьград будет наш
«Русская планета» вспоминает все пророчества о судьбе Турции и Константинополя

Святой Паисий Святогорец явился кипрскому монаху и предсказал, что у мира есть 40 дней, прежде чем начнется большая война. ©Ещё о русско-турецкой геополитике, в т.ч. Азербайджанские мифы о Карабахе || Неизвестные битвы русской армии в ПМВ



Несбывшаяся мечта XIX века о возвращении Константинополя остается актуальной до сих пор
Ее итогом будет возвращение Константинополя Греции и торжество православия - об этом сообщили на днях греческие СМИ.
«Русская планета» вспоминает самые известные пророчества о судьбе Царьграда и выясняет, чего в них больше - фантомных болей об утраченной православной империи или же отличного понимания предками законов геополитики, не меняющихся из века в век.

Доживут все

«Константинополь возьмем назад, но не мы сами. Бог устроит так, что другие возьмут Город и отдадут его нам. Будет война между Турцией и Россией. Сначала туркам будет казаться, что они побеждают, но это станет для них катастрофой. Русские одержат победу и возьмут Константинополь»: так звучит, пожалуй, самое тиражируемое в интернете пророчество греческого святого Паисия Святогорца. Старец сказал эти слова еще при жизни, а на днях греческие СМИ сообщили о его чудесном явлении кипрскому монаху: Паисий фактически повторил сказанное ранее, уточнив, что до начала войны остается сорок дней - этот срок отсчитывается от начала Рождественского поста (28 ноября).

К пророчествам Паисия в православном мире относятся очень серьезно, хотя и без конца искажают его слова. Иеромонах Исаак, ближайший его сподвижник, в своей книге «Житие старца Паисия Святогорца», выпущенной в 2006 год, рассказывал: «Однажды группа детей - учеников Афониады - решила пойти к старцу и спросить его о том, возьмут ли греки Константинополь и доживут ли они, дети, до этих времен. Они пришли в каливу отца Паисия, взяли угощение, но задать свой вопрос боялись. Один делал знаки другому, тот - третьему. Но в конце концов никто так не решился спросить старца. Тогда старец сказал им сам: "Ну что, молодцы? О чем вы хотите спросить? О Константинополе? Возьмем мы его, возьмем, да и вы до этого доживете"».

О судьбе павшей под натиском турок Византии говорили и другие Отцы Церкви. Косма Этолийский, живший в XVIII веке, предсказал скорое освобождение Греции от османского ига, а также оставил указания о будущей войне за бывшие земли Византии, на которых вновь укрепится православная вера. Эти предсказания хорошо знакомы каждому греку. Работал с ними и Паисий Святогорец, дополнив некоторые из пророчеств.



Святой Паисий Святогорец
О незавидной судьбе Турции возвещали Иосиф Ватопедский, монах Антоний Чапелле, старец Мартин Задека. Говорили о разделе Турции и русские святые. Например, преподобный Серафим Саровский отмечал: «Силами России и других народов Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией».

Падение Константинополя в 1453 году долгие века было главной болью всех православных. Греки и другие народы, страдающие под османским игом, мечтали о возрождении православной империи со столицей в Константинополе.

Исполнение пророчеств

Интересно, что есть и более древние пророчества о судьбе Турции, высказанные в те времена, когда Османской империи еще не существовало.

Несколько веков турки владеют землями, которые прежде принадлежали иудеям, а затем христианам. Библейские тексты повествуют о том, что племя израильтян будет изгнано из родной земли. Псалом 82 говорит о великой угрозе, которая нависнет над иудеями, а также о том, что против них соберется множество племен. В 1516 году, уже после взятия Константинополя турки захватили Палестину и почти пять столетий владели ею.

В самой Турции обо всех древних пророчествах хорошо известно. Существует легенда, что арабский ученый Муста-Эддин, живший в XVI веке, предсказал султану будущее падение Османской империи. Вероятно, поэтому султан Абдул-Меджид приказал зодчим, работавшим в Софийской мечети, закрасить мозаики легкой краской. «Кто знает, - сказал султан. - Может быть, мой преемник захочет совершенно открыть их».

Пик числа пророчеств о падении Турции пришелся на XIX век. В Европе издавалось большое количество трудов на одну тему - крушение Османской империи. Все эти предсказания едва не исполнились в 1878 году, когда Турция, потерпев поражение в войне с Россией, была вынуждена уйти с Балкан. Однако, несмотря на то что Османская империя с того момента фактически начала разваливаться, Стамбул так и не был взят.

Мечты об империи

Барри Рубин, директор ближневосточного Центра глобальных исследований, так охарактеризовал победу Эрдогана на президентских выборах в 2014 году: «Турция встала на путь, который свидетельствует о том, что республика, созданная Кемалем Ататюрком в 1920-е, закончена. Теперь, когда его партия закрепилась у власти, Турцию ожидает кардинальная трансформация».

Действительно, Ататюрк со своей программой вестернизации не смог бы переписать целую тысячу лет истории и национального самосознания. В последнее время политологи отмечают разворот Турции от Европы, а также растущее влияние ислама внутри страны. Некоторые видят в действиях Эрдогана попытку воссоздать империю. А если в некоем виде Османская империя возродится, то и пророчества о ее падении не заставят себя ждать.

При этом СМИ, сегодня с энтузиазмом тиражирующие древние предания, кажется, забывают о главном предназначении православных пророчеств. Пророчества существуют не ради удовлетворения чьих-то политических амбиций, мечтаний о владении народами или воссоздания каких бы то ни было империй. Пророчества ставят перед собой совсем иную цель - утвердить на земле величие и силу Бога. Во всех предсказаниях, оставленных святыми отцами, нигде не встречаются точные даты, и вовсе не потому, что Бог не открывал им истину, а потому, что с точки зрения православия воля Его уже исполнена.

Нам, наследникам Третьего Рима, как и всем христианским народам, не следует впадать в истерику. Когда придет время, нам просто быть готовыми - готовыми смиренно войти в собор святой Софии и, наконец, отворить Золотые Врата. Не ради чьих-то политических амбиций, а во славу Божию.



Иллюстрация из книги «Константинополь в VI веке» А.А. Чекалова
Вернуться в Константинополь: история русско-турецких войн
За три с лишним века военного противостояния османским армиям лишь однажды довелось одержать верх над российской, а она побеждала их восемь раз / Русско-турецкие войны

Формальная история российско-турецких отношений насчитывает не так уж и много лет - всего-то три с небольшим века. Первое посольство Российской империи в Константинополе открылось только при Петре I, в 1701 году. А если говорить о неформальных, то можно насчитать на два столетия больше: 30 августа 1492 года московский князь Иван III обратился к османскому султану Баязету II с посланием, касающимся морской торговли. ©
Но от чего бы ни пришлось отсчитывать срок взаимоотношений России и Турции, придется, увы, признать, что они никогда не были безоблачными. Две крупнейшие империи, издавна существовавшие здесь, на стыке Европы и Азии, просто не могли не столкнуться - а стало быть, не могли и не соперничать. Российско-турецкие интересы регулярно пересекались: то по вопросам контроля над Черным морем и Крымом, то в связи с влиянием на Балканах. А можно сказать и иначе: в основе столкновений интересов двух стран всегда лежали религиозные разногласия: Стамбул всегда воспринимался в Центральной Азии как один из столпов ислама, тогда как Россия играла роль главной православной державы для всех южных славян.

А там, где в мировой политике существует ожесточенное соперничество, рано или поздно возникают и войны. Первое прямое столкновение Русского царства с Османской империей произошло в ходе турецкого похода на Астрахань в 1569 году, а последними были бои на Кавказском фронте Первой мировой войны в 1915-1916 годах. В общей сложности, как подсчитали историки, за эти три века Россия и Турция пребывали в состоянии войны 69 лет, вступая в вооруженные столкновения раз в четверть столетия.

И вот что интересно. Из десяти русско-турецких войн лишь однажды - в начале XVIII века, в ходе Прутского похода русской армии - турецкая держава сумела взять верх над русскими войсками. Еще три войны фактически закончились ничем: ни одна из сторон не могла похвастаться тем, что получила бы по их результатам какие-то преимущества над соперницей. И восемь раз верх оставался за Россией: впервые - в том самом 1569 году, в последний - в 1916-м.

Русско-турецкие войны XVI-XVII веков

Войны этого периода отличала от всех остальных характерная особенность: они велись скорее по инициативе Порты, всерьез стремившейся как можно сильнее ограничить и ослабить своего северо-западного соседа. Не случайно почти во всех этих конфликтах как одна из основных военных сил использовались войска крымских ханов, традиционно занимавшихся набегами на южную Русь и Украину: они хорошо знали и сильные, и слабые стороны русского войска.

К тому же и Москва, и Константинополь практически одновременно пришли к осознанию себя как потенциальных империй и начали активно продвигаться в этом направлении. Но если в то время немалая часть русских интересов была сосредоточена на западе, то для Порты важнейшим был вопрос влияния в причерноморских землях. Именно поэтому в 1569 году 20-тысячное войско Оманской империи двинулось на Астрахань, стремясь захватить город и отрезать Москву от северных берегов Черного моря. Но сбыться османским замыслам было не суждено: московское войско под командованием князя Петра Серебряного-Оболенского вместе с донскими и запорожскими казаками сумело снять осаду и отстоять город, разогнать строителей Волго-Донского канала и рассеять пришедшие на подмогу первоначальной армии войска Османской империи.

Три года спустя во время знаменитой битвы при Молодях войска Ивана Грозного нанесли сильнейший удар главному союзнику Порты в северном Причерноморье - крымскому хану Давлет-Гирею. Несмотря на то что годом ранее ему удалось практически полностью сжечь Москву, на сей раз крымчаки потерпели крупнейшее поражение, от которого их не спасли даже 7 тысяч отборных янычар, приданных союзниками-османами.

Еще через столетие Константинополь, всерьез озабоченный расширением своего влияния в Юго-Восточной Европе, взялся по-крупному интриговать в Речи Посполитой и вассальной ей Правобережной Украине, изо всех сил стремясь поставить под контроль и Левобережную, зависимую от Москвы. Но и эта попытка в конечном счете была пресечена совместными ударами русских войск и украинских казаков. Не помогло османам даже то, что им удалось выдавить противника на левый берег Днепра: никаких существенных приобретений Османская империя не сделала, но потеряла немалые людские ресурсы в ходе нескольких крупных сражений.



«Азовское сидение» - оборона Азова донскими и запорожскими казаками от турецкой армии в 1641-1642 гг. Художник В.П. Гурьев
Последним крупным столкновением Москвы и Константинополя в XVII столетии стала Великая Турецкая война, которую вели с Османской империей Австрия, Речь Посполитая и Россия. Именно в ходе этой войны русские войска впервые предприняли попытку добраться до Крыма и обратить его в русское подданство, но не достигли успеха. Куда лучше удалась затея пришедшего на склоне века к власти Петра I по воцарению России на берегах Азовского моря. После первого оказавшегося неудачным похода на Азов он добился успеха во втором, а в конечном итоге настоял на заключении Константинопольского мирного договора, фактически закрепившего русское владычество на берегах Азовского моря.

Русско-турецкие войны XVIII-XIX веков

В течение следующего, XVIII столетия Российская и Османская империи воевали четырежды. Первая из этих войн, начавшаяся в 1710 году после отказа Константинополя выдворить по настоянию Петра I бежавшего в Порту после неудачного исхода Северной войны шведского короля Карла XII, принесла первую победу Турции. Несмотря на то что уничтожить или хотя бы рассеять русскую армию турецкие войска не смогли, они взяли ее в кольцо, за выход из которого Петербургу пришлось заплатить весьма высокую цену. По условиям Прутского мирного договора армия России выходила из окружения, взамен оставляя Азов, снимая укрепления в Таганроге и отказываясь от стремления наказать шведского короля.

Реванш России удалось взять четверть века спустя, когда в результате нескольких походов русской армии, организованных одареннейшим военачальником графом Христофором Минихом, впервые сумела войти в Крым и рассеять крымско-татарские войска, а потом нанести первое серьезное поражение турецкой армии в прямом полевом сражении. Итогом битвы под Ставучанами стала вернувшаяся к русским войскам уверенность в своих силах и своей способности побеждать: османские войска оставили на поле брани больше тысячи погибших и в беспорядке бежали, тогда как русские потери составили всего 13 убитых!

Война, которую Турция начала по своей инициативе еще через четыре десятка лет, принесла ей еще больше бед. В ходе конфликта 1768-1774 годов Османская империя лишилась Крыма, объявившего о своей независимости и переходе под протекторат России, и понесла крупные потери, уступив русским войскам в битвах при Кайнарджи и Козлуджи, а также в морских сражениях при Чесме и у Хиоса. Именно в это время начала восходить звезда величайшего из русских полководцев - графа Александра Суворова. Благодаря его военному таланту спустя еще десяток лет, в ходе войны 1787-1791 годов, за русскими остались такие знаменитые победы, как виктория в сражении при Рымнике и взятие Измаила. Эта война закончилась подписанием Ясского мирного договора, который окончательно закрепил за Россией все Северное Причерноморье, включая Крым.

Первая половина следующего, XIX столетия была столь же неудачной для Порты. И в ходе войны 1806-1812 годов, и через полтора десятка лет Константинополю не удалось реализовать ни один из своих геополитических планов, а следовавшие одно за другим поражения лишали Османскую империю все новых и новых земель, отходивших России. Так, первая из войн позапрошлого века принесла нам Бессарабию, вторая - значительную часть восточного побережья Черного моря и дельту Дуная, а также позволило России резко усилить свое влияние в Грузии и Армении.

И только спустя еще три десятилетия Турции удалось отчасти взять реванш - хотя и за чужой счет. Война, которую в нашей стране привычно называют Крымской, а во всем остальном мире - Восточной, дорого далась России. Мы потеряли Черноморский флот - вместе с возможностью иметь военное влияние в этом бассейне, а также часть завоеваний, добытых 30 годами ранее. Но если в Крымской войне Россия и потерпела фактическое поражение, то в Восточной в целом нет: англо-французская попытка захватить Петропавловск-Камчатский закончилась конфузом, а действия русской армии на сухопутном Кавказском фронте завершились взятием крепости Карс.

За свое унижение, которого Турция достигла усилиями английских и французских союзников, Россия сполна расплатилась спустя еще 20 лет. Война 1877-1878 годов, не помешай русским войскам политики, закончилась бы тем, о чем мечтала еще императрица Екатерина Великая: взятием Константинополя и водружением православных крестов на куполах Святой Софии. И хотя этого не случилось, удар, нанесенный русскими солдатами турецким войскам, был почти смертельным. А политические последствия той войны превзошли все самые смелые ожидания южных славян: из-под османского ига были освобождены Болгария, немалая часть Сербии, Черногории и Румынии, а также Босния и Герцеговина. Россия же вернула себе все земли, потерянные в ходе Крымской войны, и навсегда восстановила свое военное влияние на Черном море.



«Генерал М. Д. Скобелев на коне». Художник Н. Д. Дмитриев-Оренбургский
Век минувший и век нынешний

Последним прямым военным столкновением России и Турции стали боевые действия на Кавказском фронте Первой мировой войны. Османская империя, выступавшая на стороне Германии и Австро-Венгрии, начала наступление на Россию в конце 1914 года - и тут же потерпела катастрофическое поражение в битве при Сарыкамыше. В сражении, которое продолжалось почти месяц, была полностью уничтожена 3-я турецкая армия генерала Энвер-паши. После этого турки уже не могли всерьез сопротивляться действиям Русской императорской армии, последовательно потерпев поражение в Эрзрумском сражении, потом - под Эрзинджаном, а в конце концов потеряв в середине 1916 года город Битлис, который открывал русским войскам путь в Центральную Турцию. Другое дело, что Россия, терпевшая в это же время неудачи на германском фронте, не стала развивать этот успех, а предпочла использовать часть войск Кавказского фронта в качестве срочно необходимых резервов.



Разгром турок под Сарыкамышем
Неудачи на Кавказе и общий исход Первой мировой войны подкосили Османскую империю, и в 1922 году она перестала существовать. Пришедшего к власти Мустафу Ататюрка активно поддерживала большевистская Москва, и больше прямых военных столкновений между Россией и Турцией не было. В годы Второй мировой турки, хотя и сотрудничали с нацистской Германией, формально соблюдали нейтралитет - который, впрочем, не мешал им фактически оказывать помощь военным флотам стран Оси на Черном море, одновременно вставляя палки в колеса советскому Черноморскому флоту. Видимо, именно на этом основании в 1945 году Москва потребовала от Анкары территориальных уступок: возвращения переданной в 1921 году Карсской области, создания военно-морской базы в Дарданеллах и права свободного военного судоходства через проливы.

Увы, через восемь лет, когда Турция вступила в НАТО, Советский Союз отказался от этих требований. Между тем сама Анкара никогда не забывала о том, как много захваченных османами земель ей пришлось вернуть истинным хозяевам после битв с северным соседом. Не случайно после развала СССР турецкие политики, особенно радикальные, тратили существенные усилия и средства на поддержку «национально-освободительного движения» крымских татар, щедро финансируя их и оказывая им политическое покровительство. Но если память о давних потерях действительно имеет право влиять на нынешнюю политику, то и Москва может совершенно справедливо вспомнить о том, как некогда по доброй воле отказалась от взятия Константинополя и возвращения ему статуса православного города. Возможно, об этом и стоит иногда напоминать - чтобы наши оппоненты не полагали, будто правом на пересмотр прошлого обладают только они.

Елена Горбачева и Сергей Антонов
«Русская планета», 27 ноября 2015

турция, мир будущего, Греция, Победа будет за нами, православие

Previous post Next post
Up