Россия и Запад: конфликт картины мира и человека

Feb 24, 2015 22:20

Оригинал взят у hellboy_unfeel в Россия и Запад: конфликт картины мира и человека

image Click to view


Вот ещё одна интереснейшая лекция на тему культурных различий между католической и православной цивилизацией. В наше время, когда вновь нарастает противостояние Западного мира и России, нам снова необходимо разобраться: кто такие они и кто такие мы. Почему снова и снова между нами проходит этот раскол? С чем он связан? Каковы его корни?

Русская культура - это, безусловно, часть европейского культурного пространства. У нас общие культурные корни, выходящие из Древней Греции и проходящие через эпоху Римской империи. Конечно, наши различия кроются, в первую очередь, в толще дохристианской языческой культуры. Но связующая роль христианства представляется мне гораздо более важной, нежели племенные различия. Поляки и немцы, бесспорно, разные, их отношения друг с другом очень многогранны, но у поляков никогда не было такого антагонизма с немцами, как с русскими. Следовательно, огромную роль играют и различия внутри христианства, возникшие в период раскола Римской империи на Западную и Восточную части. Именно их раскрывает нам в своей лекции Александр Александрович Волков, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

С этой точки зрения для меня очень важным моментом является политическое значение религии в жизни нашего и западно-европейского общества. Единство стран католического мира со времён Средневековья было обусловлено значением Ватикана. Деление на светскую и духовную власть фактически лишало любое из европейских государств права на реальный суверенитет. Средневековый король получал свою власть не просто от бога, но от папы римского. Однако он мог не только эту власть дать, но и отнять её. Хорошим примером здесь является судьба Иоанна Безземельного, вынужденного в конечном итоге принять условия папы Иннокентия III. Только Реформация и Ренессанс в XVI веке начали процесс национального размежевания подданных Римской империи. Тогда Данте заговорил о приоритете светской власти, а Жан Боден создал теорию государственного суверенитета, актуальную в течение всего Нового времени.



Восточная и Западная римские империи.
В России мы видим совершенно другую концепцию, принятую от Восточной Римской империи. В нашей стране расцвела так называемая Симфония, т.е. взаимное согласие между церковью и обществом, между светской и духовной властью. Это позволило объединить силы и ресурсы в освоении окружающего мира, избежать множества внутренних междоусобиц. Россия стала самым крупным европейским государством, а российский народ - самым многочисленным в Европе.

В Западной Европе духовное единство было раздираемо изнутри противостоянием светских властей. Каждая новая попытка построить новую Священную Римскую империю заканчивалась страшным кровопролитием между самими же католиками. Европа так и не смогла возродить своего прародителя - Римскую империю. В России, напротив, власть светская и духовная дополняли друг друга, позволяли избегать кровавых противостояний. Редко мы сталкивались с необходимостью воевать со своим православными единоверцами, в то время как на Западе католики резали друг друга за милую душу.

В результате Запад был вынужден отказаться от религиозных регуляторов. Началось так называемое Новое время, обошедшееся европейцам в 150 лет войн и миллионы загубленных жизней. Это потребовалось, чтобы придумать, как жить в обществе, скреплённом законом, а не религией. В России же не было острой необходимости переходить на эти новые рельсы. Религиозный регулятор в сознании русского человека не был вытравлен столетиями внутренней борьбы. Этого просто не требовалось.



Религиозная карта Украины
Другая мысль лектора не менее актуальна для нас. В частности, это корни фашизма, которые он видит в особенностях мировосприятия католиков. Насколько восприимчивыми станут православные украинцы к неофашистским идеям униатского запада страны? Обратиться ли противостояние на Донбассе в противостояние между украинцами Днепропетровска, Запорожья, Одессы и русскими? Являются ли корнями настоящего конфликта только экономические причины и «промывка мозгов» посредством информационных технологий? Или же мы наблюдаем зарождение нового фашизма внутри православной общности? Насколько может сочетаться менталитет человека из православной культуры с лозунгами "москаляку на гиляку", "москалей на ножи", "кто не скачет тот москаль"? Лично мне очень сложно себе представить, чтобы окружающие меня люди вдруг превратились в зверей, кричащих "смерть колорадам" и ржущими над мертвой "самкой колорада". Наверняка и в украинское общество эта гадость проникла не очень глубоко. Это значит, что в скором времени мы увидим оздоровление. Но что если сознание людей было настолько повреждено, что тысячелетние традиции и культура оказались парализованы после 25 лет существования внутри "звериного общества"? На мой взгляд, лучше не полагаться на авось, а помогать тем украинцам, которые активно сопротивляются хунте. Власть, держащаяся на малом количестве фанатиков, длительное время существовать не может. А долго держать в состоянии психоза большинство сограждан за счёт иллюзии "русской агрессии" и "евроинтеграции" тоже очень сложно. Рано или поздно реальность будет заставлять людей смотреть под ноги, а не в экран монитора или телевизора. И что тогда? Вот тут-то могут быть задействованы наши общие потенциалы тяги к единству, к общему преодолению трудностей и неудач. Нужно только пережить эти тёмные годы, не уподобляясь зверям. Важно чтобы уже через несколько лет никому из нас не было стыдно за своё поведение во время этого отвратительного конфликта, который сумели посеять среди нас враги как русского, так и украинского народа.

метафизика, православие

Previous post Next post
Up