Оригинал взят у
fritzmorgen в
F.A.Q. по стратегии России в Арктике В последнее время Россия не жалеет экономических, военных и дипломатических усилий для увеличения своего присутствия в Арктике. Для тех, кто интересуется перспективами России в этом регионе, я написал краткий список ответов на часто задаваемые вопросы.
В: Зачем нам тратить деньги на Арктику?
О: Даже если подходить с сугубо прагматичной точки зрения, есть три причины серьёзно вкладываться в Арктику. Во-первых, там есть нефть и газ. Во-вторых, нам нужно развивать Северный Морской Путь. Наконец, арктический регион очень важен с военной точки зрения.
В: Стоит ли арктическая нефть таких усилий? Сколько там нефти и газа?
О: Стоит. Арктическую нефть добывать сложно, но все-таки в Арктике находятся одни из последних крупных месторождений типа «пробурил и качай», а не «мучайся как достать нефть из битумного песка». По оценкам Геологического Общества США в Арктике (шельф + суша) находятся 90 миллиардов баррелей нефти. При цене около 100 долларов за баррель получается, что «нефтяной куш», за который борются арктические страны, равен 9 триллионам долларов. Для сравнения: это номинальный ВВП России за четыре года. За такие деньги стоит побороться.
То же самое с газом. Если сложить запасы только трех арктических месторождений - Штокмановского, Русановского и Ленинградского - получится примерно 10 триллионов кубометров газа, что по цене в 350 долларов за 1000м3 равно 3,5 триллионам долларов.
В: С какими странами нужно будет конкурировать в Арктике?
О: Самая острая конкуренция намечается с членами Арктического Совета, в который входят США, Канада, Финляндия, Исландия, Норвегия, Дания. В последнее время активизировались страны, у которых нет выхода к этому региону, но которые все равно хотят поучаствовать в дележке последней «ресурсной кладовой» нашей планеты. Самые ярые сторонники интернационализации Арктики - Евросоюз и Китай.
В: В чем выражается конкуренция между странами в арктическом регионе?
О: Западные члены Арктического Совета сопротивляются расширению Российской территории в Арктике. Например, борьба за признание эксклюзивных российских прав на
геологический шельф, включающий в себя хребет им. Ломоносова, котловину Подводников и поднятие им. Менделеева, идет вот уже 13 лет. В 2001 году претензии России были отвергнуты специальной комиссией ООН, которая потребовала дополнительных доказательств того, что эта часть арктического шельфа является продолжением российского континентального шельфа. Поэтому государство потратило значительные ресурсы на экспедиции и геологические исследования, а сейчас готовятся новые заявки. Успешный прецедент расширения российской эксклюзивной экономической зоны с помощью комиссии ООН уже есть - это анклав в Охотском Море площадью 52 тыс. кв. км, который российские дипломаты и геологи отвоевали в этом году:
http://ruxpert.ru/Изменения_границ_современной_России Еще одним методом блокирования России в Арктике является экологический троллинг, направленный против российских нефтегазовых компаний. Инцидент с судном Арктик Санрайз и попыткой Гринпис заблокировать работу платформы «Приразломная» - всего лишь эпизод долгосрочной кампании по дискредитации России, которую пытаются отстранить от доступа к арктическим ресурсам под предлогом заботы об экологии.
В: Зачем нам военное присутствие в Арктике? Это ведь очень дорого.
О: В условиях очевидного процесса деградации международного права, стоит сделать так, чтобы наше право на владение Арктикой было защищено не только международными конвенциями и правилами ООН, но ещё и вполне осязаемой военной силой. Более того, присутствие в Арктике даёт возможности разработать уникальные технологии войны в условиях Крайнего Севера, что уже сейчас даст нам определенные преимущества в случае военного конфликта в этом регионе.
В: А может, все разговоры о конкуренции в Арктике - паранойя? Может, Запад не хочет покушаться на Русскую Арктику?
О: Хочет. Например, Вашингтон отказывается признавать Северный Морской Путь российским и требует придания ему международного статуса. Если США смогут добиться своего, то проход по СМП будет бесплатным для всех судов, и Россия не сможет получать экономические выгоды от его существования и обслуживания.
В: Насколько важен Северный Морской Путь?
О: СМП может служить альтернативным способом доставки грузов из Юго-Восточной Азии в Европу и обратно. Очень важно, что СМП примерно на треть короче пути через Индийский Океан и Суэцкий Канал, то есть его использование сулит экономические выгоды и владельцам грузов и России, которая будет собирать транзитные пошлины и оказывать логистические услуги. Прямо сейчас ещё рано измерять в деньгах экономический потенциал СМП, но если прикинуть по аналогии со Суэцким Каналом, то СМП будет приносить нам минимум 5,2 миллиардов долларов в год (примерно 187 миллиардов рублей). Для понимания масштаба цифр: доходы от СМП компенсируют инвестиции на интеграцию Крыма в Россию всего за 4,4 года.
В: А не получится, что Россия инвестирует много денег в инфраструктуру СМП, а им никто не будет пользоваться?
О: Нет. Во-первых, рост количества кораблей проходящих по СМП доказывает, что интерес к этому маршруту есть. В 2013 году за право пройти по СМП заплатили 204 судна, против 46 в 2012 году. Среди логистических компаний, которые проявляют интерес к использованию этого маршрута, есть китайские (частные и государственные), корейские, японские и даже сингапурские. СМП не останется без клиентов - и тому есть не только экономические, но и политические причины. В моем посте про Новый Шёлковый путь можно прочитать о попытках США изолировать Китай от Европы:
http://fritzmorgen.livejournal.com/708304.html За счет своего военного присутствия в Персидском Заливе и Индийском Океане США могут в любой момент перерезать морские торговые пути Китая. Использование СМП, который будет находиться под контролем и защитой России, станет для Китая важнейшим элементом национальной безопасности.
В: А чего для этого не хватает сейчас?
О: Инфраструктуры, ледоколов и крупных военных баз. Над всем этим уже активно работает государство, и всему этому активно противодействуют наши внешние конкуренты.
В: Какой прогноз по развитию ситуации в регионе?
О: Активные действия России в Арктике внушают оптимизм. Если мы справимся с задачей обустройства и защиты русской Арктики, этот регион станет одним из моторов нашей экономики.