Вверху на фотографии портрет Сурикова работы Ильи Репина, 1877.
Так сложились обстоятельства, что мне удалось посетить выставку лишь в конце марта, после почти 4-х месяцев её работы и я ожидала, что основной поток посетителей уже схлынул. Ничуть не бывало! все залы были полны народа. Отчасти это и отрадно: Суриков - глубоко национальный художник и такой успех (можно даже сказать, необыкновенный успех) выставки говорит о том, что, несмотря на события последних 100 с лишком лет, и современные русские люди не лишены национального чувства.
Спасибо большое устроителям! На выставке представлены как большие, всем хорошо известные картины художника, так и эскизы, и портреты. Есть и совсем неизвестный (по крайней мере, мне) Суриков - это его картины на библейские сюжеты.
Несколько слов о художнике.
Василий Иванович Суриков (1848 - 1916) родился в городе Красноярске Енисейской губернии. Происходил из казачьего сословия. Отец находился на государственной службе. Когда он умер, Сурикову было 11 лет и, хотя семья была далеко не бедной, окончить гимназию ему не удалось. Когда он работал писцом в губернском управлении, его рисунки увидел губернатор П.Н.Замятнин. По его просьбе в судьбе Сурикова принял участие местный золотопромышленник П.И.Кузнецов, в течение нескольких лет оплачивавший обучение художника в Императорской Академии художеств. По окончании Суриков подарил ему свою работу на сюжет евангельской притчи, "Милосердный самаритянин" (эту картину можно видеть на выставке).
Женат был художник на Елизавете Августовне Шаре.. Она скончалась в возрасте 30 лет, оставив двух дочерей. Другая сторона биографии художника это его творчество. На фотографии внизу одна из известнейших работ художника "Меншиков в Берёзове", 1883.
Эта картина всегда подкупала меня своей правдивостью.
Как известно, последние 2 года своей жизни Светлейший князь Меншиков провёл в ссылке, в Сибири. Он жил со своими взрослыми детьми в бревенчатой избе, построенной собственноручно, с помощью немногих оставшихся верных слуг. На картине его дети: старшая, прикорнувшая к отцу, Мария; слева сын Александр; дочь Александра читает Евангелие. Мария скончалась во время эпидемии оспы там же, в Берёзове. Ей было 18 лет. Другие дети остались в живых. Скончался от оспы и сам Александр Данилович и был похоронен близ алтаря деревянной церкви, опять-таки срубленной своими руками. Могила не сохранилась.
Через некоторое время после тяжёлых событий брат и сестра были восстановлены в правах взошедшей на престол императрицей Анной Иоанновной. Им возвратили титул и часть состояния отца. Александра Александровна стала фрейлиной императрицы, вышла замуж, однако прожила недолго: в возрасте 23-х лет скончалась при родах. Род Меншиковых продолжил сын, Светлейший князь Александр Александрович. После возвращения в Петербург он поступил на военную службу в чине поручика, закончил её в генеральском чине. Имел несколько детей.
Центральной фигурой на картине является фигура Меншикова. Много дурного было написано об этом человеке, однако Суриков выделяет в нём, на мой взгляд, главное - это государственный человек, великий слуга великого императора. Да, он всё потерял, погружён в невесёлые думы, но весь его облик отличается особой значительностью, я бы даже сказала, величием.
Внизу фотография ещё одной известнейшей картины художника "Боярыня Морозова".
На картине изображён эпизод из событий церковного раскола XVII века.
Как известно, раскол в русской Православной церкви начался после предпринятых Патриархом Никоном некоторых изменений в богослужебной практике. Сюда входило исправление ошибок, накопившихся за долгое время при переписке в богослужебных книгах, замена двуперстного крестного знамения на троеперстие и другие меры. Эти, казалось бы, второстепенные изменения вызвали резкое сопротивление со стороны широких слоёв народа. Отчасти это понятно, ведь дело касалось самой важной стороны человеческой жизни и здесь никакая осторожность не является излишней. Однако многие раскольники (так их стали называть) шли гораздо дальше и отрицали действенность святых таинств в "никонианской", как они её называли, церкви (таинства евхаристии, таинства священства и других). Их впоследствии стали называть "беспоповцами" в отличие от других, не столь радикальных, получивших название "поповцы". Церковь Христова, таким образом, терпела поругание и царская власть встала на её защиту. И правильно сделала! .Вначале власть действовала с помощью разъяснений и убеждений, однако впоследствии к раскольникам, не поддававшимся никаким убеждениям, стали применяться жёсткие меры. Сопротивление утихло, но не прекратилось. В XVIII веке, когда началась совершенно необходимая для страны европеизация, раскольники резко выступали против неё. И в дальнейшем их отношения с императорской властью были сложными. Власть действовала и убеждением, и строгостью, но всё было напрасно. В 1905 году император Николай II своим указом разрешил старообрядцам свободу вероисповедания.
И всё же надо отдать должное старообрядцам - они внесли неоценимый вклад в сохранение традиционной русской культуры, они сохранили иконопись и знаменный распев церковных песнопений.
Феодосия Прокофьевна Морозова, в иночестве Феодора, годы жизни 1632 - 1675, была одной из самых богатых и знатных женщин в стране. Интересно, что богатство как-то само собой притекло к ней, в силу стечения обстоятельств. Она овдовела в 30 лет, оставшись с малолетним сыном, который скончался в подростковом возрасте. Дом её был открыт для нищих, странников, юродивых.
Боярыня отличалась ревностной приверженностью к традиционным обрядам церкви. Никакие уговоры, никакие убеждения не могли её поколебать. Царь Алексей Михайлович пытался воздействовать на непокорную боярыню, отбирая одно за другим её имения, но и это было бесполезно (надо сказать, что часть имений царь возвратил). В 1671 году боярыня была подвергнута домашнему аресту вместе со своей сестрой, княгиней Урусовой. Им была разрешена переписка, дочери княгини присылали ей деньги и вещи. В то же время дом Морозовой оставался прибежищем для гонимых властью раскольников. В конце 1674 года сёстры были посажены в земляную тюрьму. Условия для заключённых в таких тюрьмах были исключительно тяжёлыми, хотя, не мешает отметить, протопоп Аввакум, один из лидеров старообрядчества, провёл в такой тюрьме 14 лет. Но для женщин условия в тюрьме оказались слишком тяжёлыми. Сёстры скончались осенью следующего года.
Были похоронены в городе Боровске, в Калужской земле; могила сестёр в царское время пользовалсь большим почитанием у старообрядцев. В 1936 году новая власть "добралась" до могилы. При вскрытии были обнаружены останки двух человек. Если это останки сестёр, что, скорее всего, именно так, то это факт удивительный,поскольку со времени их захоронения прошло более 250 лет. Где-то мне приходилось читать, что само по себе нетление останков не свидетельствует о святости. И всё же факт примечательный.
Судьба останков неизвестна. На участке, где была могила, в 1960 году построили здание райкома КПСС.
На картине Сурикова женщина, изображённая радом с санями, с правой стороны, со спины, это княгиня Евдокия Урусова (1635 - 1675). Её подвиг не менее значителен, чем подвиг старшей сестры.
Вверху фотография ещё одной известной картины Сурикова "Взятие снежного городка".
Эта забава была очень распространена среди сибирского казачества, к которому принадлежал и сам художник. Забава, впрочем, была совсем не шуточная, поскольку нападавшие на снежную крепость всеми силами старались её взять, а защитники крепости - этого не допустить. Игра устраивалась в последний день Масленицы. Сейчас власти пытаются возродить масленичные гуляния, но, похоже, они особой популярностью не пользуются. Впрочем, возможно, я ошибаюсь.
Среди работ художника на религиозные сюжеты меня особенно заинтересовала одна, посвящённая речи апостола Павла перед римским царём Агриппой. Впервые встретился мне этот сюжет в живописи.
События, о которых рассказывается в книге "Деяния святых апостолов", происходили незадолго до мученической кончины св. апостола Павла. Его соплеменники, иудеи, обвиняли его в нарушении закона Моисеева. Римский тысяченачальник Лисий, получив сведения о готовящемся убийстве Павла, под охраной из 200 воинов незамедлительно отправил его в Рим. Здесь правитель Фест, которому было поручено охранять Павла, предложил рассмотреть его дело царю Агриппе, по-видимому, хорошо знакомому с иудейской верой. В назначенный день царь со своей сестрой Вереникой, другими лицами царствующего дома и придворными, выслушал речь, произнесённую в свою защиту св. апостолом.
" Ты не много не убеждаешь меня сделаться христианином", вот такие замечательные слова сказал царь Агриппа после окончания речи апостола.
Я упомянула лишь о некоторых работах Сурикова, представленных на выставке.
Вообще-то выставку надо видеть...