Поездка в Новгород, 3.

Dec 01, 2021 18:00

      На снимке вид Юрьева монастыря с птичьего полёта (фото из Интернета). В центре Георгиевский собор ( XII в.)
                                                                           

Этот пост о Ярославовом дворище и Юрьевом монастыре. Оба этих места связаны с именем князя Ярослава Мудрого и сначала надо рассказать о князе, заслужившем такое уважительное прозвание "Мудрый".
    Князь Ярослав (978 - 1054), в святом крещении Георгий (Юрий), был сыном св. князя Владимира, крестившего Русь. Он долго правил в Новгороде, потом был Великим князем Киевским.
    Как все князья того времени, князь много воевал. Шли войны с западными соседями (поляками, литвой, чудью), с кочевниками, нападавшими с юга. Однажды князь наголову разбил печенегов, после чего их вторжения прекратились. В честь такого события князь построил в Киеве собор Софии, Премудрости Божией. Он явился также основателем первых русских монастырей (Киево-Печерского и Юрьева монастыря близ Новгорода).
    В покорённых землях князь основывал города. Их немало на территории современных России, Украины, Польши, Эстонии.  Иногда это небольшие городки, но есть и крупные (Ярославль на Волге, Тарту в Эстонии).
    При едва ли не постоянных войнах и сражениях у князя находилось время для чтения. Он любил книги, любил чтение и при нём переводится не только Священное писание, но и книги византийских авторов. На перевод и переписку книг тратились огромные средства. Не случайно на памятнике "Тысячелетие России" князь изображён с книгой в руке.
    Выше уже упоминалось о создании князем первого русского свода законов "Русская правда".
    Князь Ярослав Мудрый канонизирован церковью, и справедливо. Если его отца, князя Владимира, называют Крестителем Руси, то князя Ярослава можно, думается, с полным основанием назвать Просветителем Руси.
   Итак, продолжаю. Ярославово дворище это небольшое пространство, на котором расположено несколько храмов. Мне особенно понравилась церковь XVI века, очень простая и какая-то, на мой взгляд, цельная, "церковь Прокопия", как гласила надпись (фото храма внизу).
                                                                                 

Кто же такой был этот Прокопий, что в его честь даже и храм построили? Оказалось, что храм этот во имя блаженного Прокопия Устюжского. Прежде чем сказать несколько слов о нём, сделаю небольшое отступление.
    Должна признаться, что такое название храма "церковь Прокопия" меня неприятно удивило, оно показалось мне небрежным и неуважительным. Оказалось, что и другие храмы обозначены таким же образом. Но это ещё не всё.Там была и такая надпись: "Церковь Успения на торгу".
                                                                                 

А?! Это как?! Успения кого на Торгу? Кто уснул или умер? (Успение - сон или мирная, тихая кончина).
    Конечно, сейчас все, наверное, знают, что, когда речь идёт об Успении, то имеется в виду чаще всего Успение Пресвятой Богородицы. Но не обязательно. Может быть успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, успение св. апостола Иоанна Богослова и других святых.
    Впоследствии, просматривая список архитектурных объектов Великого Новгорода, включённых в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО, я увидела, что почти весь список состоит из подобных безобразных названий. Нормальные названия типа "Церковь Успения Пресвятой Богородицы", "Церковь св.Георгия-Победоносца" и т.под. встречаются крайне редко, зато такие, как "Церковь Власия", "Церковь Георгия", "Церковь Михаила", так и пестрят. Сразу возникает вопрос, кому посвящён храм. Например, "Церковь Михаила", во имя какого Михаила она построена? Михаила Архангела? Мученика Михаила, князя Черниговского? Преподобного Михаила Малеина?...В церкви сейчас 92 святых с именем Михаил, из них 69 новомучеников.
    Так что подобные названия это какая-то гремучая смесь хамства и невежества.
    Теперь несколько слов о блаженном Прокопии.
    Его история запомнилась мне давно, когда я ещё только начинала интересоваться житийной литературой, уж очень она необычная. Больше всего меня тогда поразило, что Прокопий Устюжский, первый из русских Христа ради юродивых канонизированный церковью, был по национальности... немец.
    Во II-ой половине XIII-ого века в Новгород, тогда активно сотрудничавший с Ганзейским союзом, приехал по торговым делам немецкий купец. Что именно произошло, неизвестно, но купец принял православие и остался жить в Новгороде. Более того, принял подвиг юродства Христа ради.
    Это очень тяжёлый подвиг. Юродивый это, говоря нашим языком, бомж, лицо без определённого места жительства. Юродивые ходили зимой и летом в ветхой, изношенной одежде, питались подаянием, ночевали где придётся, нередко подвергались насмешкам со стороны местных жителей.
    Вот таким стал бывший купец. А поскольку в Новгороде его многие знали, он перебрался в Великий Устюг и стал подвизаться там. Был удостоен многих духовных дарований, скончался в 1303 году.
    На снимке внизу ещё три храма на территории Ярославова дворища: справа Никольский собор, построенный, как предполагают, на территории дворца князя Ярослава, слева - церковь блаженного Прокопия Устюжского, посередине церковь св. Жён-мироносиц.                                                                               
                                                                                           

На территории Ярославова дворища есть не только старинные церкви, но и современные сооружения, на мой взгляд, очень удачные, по крайней мере, фонтан.
    Фонтан (фото внизу) представляет собой круглую плиту диаметром несколько метров, из гранита или материала, похожего на гранит. В центре бьёт небольшой фонтанчик-розетка. Вода тонким, идеально гладким слоем распределяется по поверхности плиты и стекает в вымощенную булыжником канавку. По окружности плиты расположены мозаичные гербы новых Ганзейских городов.                                                                                       
                                                                               

От фонтана к набережной Волхова ведёт небольшая дорожка, в конце которой находится замысловатого вида сооружение (фото внизу).
                                                                               

С первого взгляда оно не вызвало у меня никаких ассоциаций. Оказалось, однако, что это знак "Великий Новгород". На нём изображены два старинных судна, соединённых друг с другом. Вместо парусов у них деревья, кроны которых сплетены между собой. Всё вместе означает мир и дружбу между народами.
    Поди, разберись!
    Часть Ярославова дворища занимает садик, расположенный на месте Гостиного двора, от которого осталась только прелестная аркада. Садик очень милый, здесь есть скамейки, можно посидеть, отдохнуть. Местные жители тоже, видимо, любят это место.
    Теперь мне хотелось бы рассказать о Юрьевом монастыре. Он находится в нескольких километрах от города и основан  был примерно в середине XI века, как уже указывалось, князем Ярославом Мудрым. В то время монастырь был деревянным. В 1119 году начинается строительство каменного Георгиевского собора, существующего и сейчас. Заложен собор был князем Мстиславом, но занимался возведением собора его сын Всеволод (тот самый Всеволод-Гавриил Псковский, последний новгородский князь, изгнанный новгородцами, принятый с почётом в Пскове, впоследствии канонизированный церковью).
    Монастырь процветал на протяжение нескольких веков. Перемены к худшему наступили в царствование императрицы Екатерины Великой, проводившей политику секуляризации церковных владений, в XVIII веке. Монастырь приходит в упадок. Его возрождение происходит в царствование императора Александра I и связано с именами архимандрита Фотия (Спасского) и графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской (более подробный рассказ об этих двух удивительных подвижниках ниже).
В это время были восстановлены разрушенные храмы, построены 4 братских корпуса и 4 новых храма. По сути, монастырь был отстроен заново.
    В 20-е годы ХХ-ого века монастырь был закрыт. Возвращён церкви в 1991 году. Восстановление пока далеко от завершения.
    Расскажу о Георгиевском соборе.
    Архитектура собора, на мой взгляд, необычна: он довольно прост, с 3-мя куполами, расположенными асимметрично. Высоту храма можно оценить, лишь зайдя внутрь и посмотрев вверх. 32 метра, это примерно высота девятиэтажного дома.
    В соборе сохранились росписи XII века, но их немного. В конце XIX века собор был заново расписан. Эти росписи сейчас восстанавливаются. Я не специалист и должна признаться, что мне эти росписи показались замечательными. Они выполнены в "портретном стиле", но с использованием элементов иконописной традиции. В следующем посте я расскажу об этом несколько подробнее.
    Георгиевский собор служил усыпальницей князей, новгородских посадников и архиепископов. После "археологических" работ в советское время многие захоронения были уничтожены. Сейчас об этом стали стыдливо умалчивать, и становится непонятно, что же исчезло, а что осталось.
    Теперь расскажу об архимандрите Фотии (Спасском). Годы жизни 1792 - 1838.
                                                                               

Будущий архимандрит родился в семье дьячка близ Новгорода. Окончил Новгородскую семинарию, 1 год учился в Духовной Академии в Санкт-Петербурге, но вынужден был оставить учёбу по болезни. Некоторое время был учителем в Петербурге, затем, по принятии монашеского и священнического сана, восстанавливал полуразрушенные монастыри близ Новгорода.
    Архимандрит вёл борьбу с разного рода мистицизмом, получившем распространение в высшем обществе Петербурга в то время. За безкомпромиссность и смелость его многие не любили, но он пользовался поддержкой некоторых архиереев, а также императора Александра Павловича и его супруги императрицы Елизаветы Алексеевны.
    Интересно, что даже и в наше время личность этого человека, скончавшегося почти 200 лет назад, вызывает у многих раздражение и злобу. "Религиозный консерватор", "скандальный царедворец" (вообще-то царедворцем он не был), льстец и тому под. комплименты можно встретить в современных работах. Заметно стремление опошлить образ архимандрита, представить его обманщиком и шарлатаном.
    Истинный образ архимандрита очень хорошо выразила его духовная дочь, графиня Анна Алексеена Орлова-Чесменская. В одном из своих писем она пишет, что после некоторого знакомства с ним она убедилась, что лично для себя он ничего не искал. Он защищал чистоту веры и это уже тогда, в начале XIX века, многим не нравилось, что уж говорить о наших, вконец одичавших, современниках.
   В следующем посте я расскажу о графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской, и не только о ней.

Previous post Next post
Up