Nov 05, 2005 21:37
Данная статья предназначена для ознакомления с ведическим представлением об идеальном обществе, и никоим образом не является призывом к действию. По моему мнению она может развеять некоторые предрассудки, вызванные неэтичным поведением определенной категории верующих.
Основными стремлениями членов общества являются:
1. Дхарма - выполнение долга.
2. Артха - рост экономического положения.
3. Кама - наслаждения.
4. Мокша - духовная реализация, отречение.
Все эти цели присущи каждой личности в разной степени. Идеальное общество должно дать возможность каждому реальзовать те желания, которые по его мнению, а не мнению общества, приведут его к счастью. Если общество пытается заставить своих членов следовать только одним из этих направлений, то оно становится нестабильными - возникают недовольные. Примеров тому в истории достаточно. Чтобы реализовать свой вкус к счастью, людям необходимо занять соответствующее положение в обществе. По своим качествам характера, способностям, наклонностям, желаниям и квалификации (не по рождению!) люди делятся на четыре категории:
1. Шудры - работники.
2. Вайшью - торговцы, банковское дело.
3. Кшатрии - воины, управленцы.
4. Браманы - ученые, священники, учителя.
Ответственность лежащая на каждом человеке зависит от места, занимаемого им в обществе.
Задачей шудры (работника) есть обеспечение себя и своей семьи, и ответственность он несет только за себя и свою семью. Качества, которые ему необходимо выработать в своем характере - это послушание и трудолюбие.
Вайшью (торговец) занимается укреплением экономического благосостояния, как своего, так и общества. Он отвечает уже не только за себя и свою семью, но и за своих работников (около 10 человек), и в случае трудностей у них помогает им, тем способом, который ему доступен - обычно финансовым. Качества характера, помогающие ему хорошо выполнять свои обязанности и быть счастливым - щедрость.
Кшатрий (воин) - защищает всех членов общества. Он отвечает за себя, за свою семью и за тех, кто у него в подчинении (около 100 человек), и в отличие от вайшью он уже помогает им не только финансово, но и своим влиянием (знакомства, связи). Вся государственная (политическая) власть находится в руках кшатриев (светских управленцев). При решении всех государственных вопросов он руководствуется желанием улучшить жизнь тех, кого он защищает. Качество характера, необходимое кшатрию для выполнения обязанностей и счастья - это милосердие.
Задачей брамана является изучение мира и Священных писаний, а также обучение всех остальных категорий, как им стать счастливыми. Браман действует речью, давая советы тем, кто спрашивает, читая лекции и молитвы. Браманы не участвуют в политической жизни общества, потому что все их время занято поиском истины. Такой человек несет ответственность за всех, кому он давал советы (наставления). Качество характера, необходимое для того, чтобы быть браманом - правдивость.
Веды содержат в себе знания, как достичь счастья в любой из категорий и как успешно действовать в каждом из направлений (кама, мокша, дхарма, артха). Наука (академическая) содержит в себе знания как достичь богатства (артха), и с помощью него получить наслаждения (кама), а также есть определенные знания об обязанностях (дхарма). Противостояние науки и религии возникает лишь тогда, когда общество выбирает одно из направлений основным. Заставить всех людей двигаться в одном направлении невозможно, попытка заставить - бесчеловечна.