Ровно сто лет назад, 2 и 3 ноября 1913 года по старому стилю, в Харькове впервые широкой публике были представлены так называемые живые манекены. Спустя несколько десятилетий такие демонстрации войдут в обиход под привычным для нас названием «показы мод».
Из газеты "Южный край":
«На днях харьковцам, главным образом, представительницам прекрасного пола, предстоит видеть интересное зрелище - живые женские манекены. В зале Дворянского собрания* на этих манекенах будут демонстрировать самые модные и самые изящные, полные художественного вкуса, дамские наряды, сделанные по рисункам английской художницы леди Говард и других. Манекены будут ходить по сцене, принимать различные позы, показывая, как надо держаться в том или другом наряде, и будут даже участвовать в five o'clock tee. Зрелище это - новый, своеобразный вид рекламы, так как туда же, во время демонстрации, будут указываться и заграничныя фирмы, от которых можно получить тот или другой наряд».
Одной из первооткрывательниц дефиле в современном виде (или очень приближенном к современному) стала британская дизайнер леди Люси Дафф-Гордон, в мире моды известная как Люси. В начале ХХ века она начала устраивать «парады манекенов», сопровождаемые музыкой, куда приглашала не только состоятельных модниц, но и их мужей, кавалеров - в общем, потенциальных плательщиков.
Леди Люси Дафф-Гордон в 1910 году
Как всякая новая интересная идея, придумка находчивой англичанки быстро стала популярной и приобрела последователей. Одной из тех, кто подхватил новинку, стала согражданка Люси Дафф-Гордон, художница, как её называли в России, леди Говард (или Говардс).
Именно она и выкупила на два дня, 2 и 3 ноября (по старому стилю) 1913 года, зал харьковского Дворянского собрания, чтобы устроить там восемь сеансов - по четыре в день.
На первом вечере побывал журналист «Южного края». В номере за 3 ноября он поместил под псевдонимом Фальстаф заметку об увиденном, которую назвал «Последний крик моды». Это был не просто репортаж, а некое, можно сказать, социокультурное осмысление невиданного прежде в Харькове явления.
"Вчера вечером в Дворянском собрании открылись сеансы леди Говардс, художницы, демонстрирующей различные модели платьев, накидок и шляп на живых манекенах, на так называемых «пробирмамзелях».
Публики на каждых сеансах (всего за вечер четыре) было очень много. Преобладали, разумеется, дамы, как и следует, но было не мало и мужчин, среди них офицеры, почтенные адвокаты, врачи - вообще любители изящных и красивых женских нарядов...
Были налицо и все харьковские портнихи... pardon - «художницы» и шляпницы...
О том, что такое дамские туалеты и какое роковое морально-экономическое значение они имеют в современной жизни - надо ли говорить?
Был культ тела, красоты, силы, ловкости, - этому поклонялись, этому следовали, - теперь царит культ «модных дам», женщин, в которых нет ни красоты, ни свежести, ни тонкости, а есть тот особый шик, тот болезненно извращённый «излом» и уменье одеться, замысловато и экспансивно, благодаря которым женщина в сущности... та же «пробирмамзель». Показывается и говорит: посмотрите, какое на мне платье, шляпа, башмаки, чулки...
И так как современная наша героиня - это «веселящаяся дама», то, конечно, только очень немногие богатые женщины могут одеваться так ослепительно роскошно и безумно дорого, чтоб конкурировать с ними...
Это тоже знамение нашего времени, что скромно одетые женщины не производят впечатление...
Мы так жаждем ослепительного блеска женских туалетов и украшений - этот «последний крик Парижа», что совершенно потеряли меру вещам...
«Бриллианты, цветы, кружева,
Доводящие ум до восторга»...
Вот что кружит голову не только женщинам и мужчинам!
Туалеты, демонстрированные вчера, лучше всего подтверждают всё вышесказанное. Стоят эти вещи безумные, именно бешеные деньги...
И надо сказать, что далеко не все, действительно, красиво, оригинально и интересно задумано.
Слабее других - туалеты выездные. Много лучше вечерние платья и бальные и совсем красивы некоторые платья для спорта. В последних есть много вкуса и истинного изящества.
Леди Говардс показывает себя в самом финале - на ней богатый бальный туалет, - «придворный».
Сеансы под конец приедаются, хотя там поют и играют.
Оказывается, что Леди Говардс заказов не принимает, а только даёт идеи туалетов и рисует их по желанию дамам, считаясь с их индивидуальностью.
Вчера наш гостиный ряд тоже мобилизовал свои силы и выставил в витринах ослепительные материи.
Видели бы вы, сколько толпилось около них дам, возбуждённых, заинтересованных!
И вчера на сеансах, хоть и было много критики и язвительных замечаний, но и не мало было лиц с явно выраженной «тоской»... Некоторые платья и шляпки не могли не произвести эффекта.
Однако и у модниц леди Говардс все узкие юбки, только некоторые задрапированные юбки требуют побольше материи - тканей расходится меньше прежнего. Это ведь поведет к кризису в промышленности!
Не потому ли французы носят теперь очень широкие юбки, особенно внизу...
Очевидно, чтоб скомпенсировать недобор на женских материях...
Но, однако, как должны уставать бедные «пробирмамзели» - ведь они переодеваются до чулка в течение вечера по шестнадцати и двадцати раз!...
Их-то, должно быть, эти «последние крики моды» заставляют, вероятно, кричать от боли."
Фальстаф.
«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», июль 1909 года
«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», август 1913 года
Женская мода 10-х годов ХХ века часто становилась объектом непонимания, насмешек и даже издевательств публики. Что с удовольствием отражали газеты.
Иногда «модными» вопросами приходилось заниматься даже харьковской городской думе. В 1913 году, по примеру других городов, специальным постановлением гласные думы запретили допускать в трамвай дам в шляпах с булавками без специальных наконечников. В трамваях появились таблички: «Дамам без предохранителей вход запрещён»
Но, несмотря на всякого рода преграды, тогдашние дизайнеры продолжали экспериментировать...
===