Про ошибки

Jun 28, 2015 09:38


Чем больше живу, тем больше понимаю, что работу художника-фрилансера совсем нельзя сравнивать с другими работами. Более того, сравнивать вредно.

Когда я только начала работать в этой сфере, мне было 20 лет, и рисовала я, честно говоря, так себе. На любительском уровне. Потому работать доводилось с совершенно разными людьми.

Первые пару лет пришлось туго - заработанных денег едва хватало на содержание себя. Тут надо оговориться, что у меня вообще плохо получается что-то откладывать, и я моментально спускаю любую сумму - на подарки близким. Так что приходилось работать еще больше, чтобы не идти на поклон к родителям.

Начинающим художникам, как показала практика, и заказывают иллюстрации начинающие предприниматели, а начинающие предприниматели - совершенно особый контингент, как в плохом смысле, так и в хорошем. Некоторые знакомые советуют не связываться с теми, кто с самого начала производит неприятное впечатление, но, увы, конфликты случались и с самыми располагающими в общении людьми.
Первая ошибка - отсутствие предоплаты.
Предоплата нужна не только исполнителю, но и заказчику, потому что вольный художник хоть и вольный, но получив аванс, захочет получить остаток и доделает работу. Предоплата нужна исполнителю, потому что заказчик станет более заинтересованным лицом, и сам постарается сделать все, чтобы получить законченную работу в срок. Я иногда не брала предоплату и потом жалела, так как некоторые заказчики решали, что получили бесплатного рисующего раба, переделывали задание, "а давайте переделаем концепцию всего, но немножко", и тут надо вовремя свалить, пока ты не потратил еще больше времени и не впал в пучины самобичевания.

Вторая ошибка - отсутствие ТЗ. ТЗ - очень хитрый предмет. Без него тяжко, но иногда его очень сложно составить. Лучше всего в таких случаях помогает вместе сесть и подумать, как должно это выглядеть - собрать пак из того, что им нравится у других, чтобы понять, в какую сторону нужно двигаться. Найти подходящее описание в персонажам, уточнить, какой характер должен быть у иллюстрации - займет час или два, а от многих проблем избавит. Часто именно из-за отсутствия ТЗ художник слышит потом "Вы сделали совсем не то, что мы хотели, и мы не хотим платить за работу, которая нам не нужна" - при этом таким укоризненным тоном, словно это ты отнял драгоценные минуты их времени, и, по-хорошему, это ты должен им заплатить, но, так уж и быть, прощаем.

.Третья ошибка - излишняя скромность. По неопытности часто называла сумму за работу, намного меньшую, чем мне хотелось. Или впритык. И в итоге получала головной боли куда больше, чем хотелось бы. Я прекрасно понимаю тех, кто, боясь отпугнуть заказчиков слишком высокими ценами, занижают оплату до минимума. И в итоге мы получаем людей, которые говорят "А N. вот за столько делает работу, и ТЗ ему тоже не нужно". Я бы посмотрела на этого загадочного N. - мне представляется совершенно фееричное существо, способное рисовать сутки напролет, читающее мысли заказчиков, питающееся чистым вдохновением, а в минуты отдыха грустно лежащее в углу, накрывшись рогожей, в ожидании нового заказа. N. всегда с энтузиазмом берется даже за самую лютую хуйню, радостно встречает любые изменения в ТЗ, а критику принимает с искренней благодарностью. А еще играет на рояле. Также встречаются люди, которые говорят "Ну ты же любишь рисовать! Что значит для себя? А ты нарисуй типа для себя, но для нас!".
На самом деле, мне встречалось хороших заказчиков куда больше чем плохих - с ними я дружу до сих пор, они ко мне отправляют своих знакомых. Как правило, хорошие заказчики понимают, как делаются иллюстрации, сколько сил и времени они отбирают, и стараются максимально ясно поставить задачу. Но, увы, до этих ребят нужно довольно много работать со всеми остальными и часто не на лучших условиях.
Как понять, сколько просить денег? Тут не может быть определенного ответа. Самое простое - рассчитать, сколько денег вам нужно в месяц, чтобы нормально жить, разделить на, например, стандартные 160 часов и умножить на время, которое вы планируете потратить на задачу. Напоминаю, эта формула не очень работает на уже опытных фрилансерах, но для начала вполне годится. На все возмущенные вопли "А что так дорого?" не ленитесь пояснять, откуда такие цифры. Чем больше вы объясняете, тем больше заказчик начинает понимать в вашей работе. Можно рассказывать, что скетч вы будете делать час, что лайн - еще 5, что покраска - еще 10. Не считайте ровно, давайте себе время с запасом - все равно будут какие-то правки, обсуждения. Важно, чтобы после окончания работы у вас не оставалось тоскливого ощущения просранного времени, чувства, что ваш труд никто не ценит, и всем на вас плевать. У меня с самого начала была установка, что это не я хочу заработать денег, а ко мне люди обращаются за услугой, я оказываю ее и получаю материальную благодарность - согласитесь, браться за следующий проект будет проще с таким настроем.
Если денег мало, но очень интересен сам проект, обговорите, что используете его для своего портфолио, и беритесь - опыт дорогого стоит.
Часто встречается такая ситуация - работу приняли, денег не выплатили, контактов нет никаких, на сообщения никто не отвечает, бумаг не подписывали. Это памятка на будущее - брать предоплату. Не опускайте руки, если встречаетесь с несправедливостью, плюньте и разотрите. Почти любой фрилансер сталкивается с подобными вещами - примите к сведению и постарайтесь принять меры предосторожности в следующий раз.Оригинал взят у kotikomori в Про ошибки - 1

заработок, художники

Previous post Next post
Up