Манкала: Гиути.

Jun 15, 2015 19:00




Ах, давно, давненько я не рассказывал о манкале! Праздники заставили расслабиться, но сегодня я хочу восполнить этот пробел. Сегодня будет очень интересная игра с востока Африки, одновременно простая и вместе с тем парадоксально сложная, в которую играют сразу два народа, и которую (в упрощённом виде) я с недавних пор всячески рекомендую на всевозможных игротеках. Называется она гиути.
.

ГИУТИ (Giuthi) - двухрядная манкала народов кикуйю и эмбу из Кении, страны на юге Сомалийского полуострова, под самым «основанием» Африканского Рога. Кикуйю (сами себя они зовут «агикуйý») - народ группы банту, живущий в центральной части Кении, а эмбу (также народ группы банту) населяют склоны горы Маунт Кения и город Эмбу на юге страны. Оба народа объединяют тесные культурные связи, оба народа - мигранты, оба пришли с Востока (эмбу - с побережья, кикуйю - с другого берега реки Тана) примерно в XVI веке.
.

Всякий раз, когда речь заходит о Сомалийском полуострове, неизбежно возникает вопрос о пресловутых сомалийских пиратах. Честно говоря, мне уже надоело объяснять, что население Сомалийского полуострова очень неоднородно, здесь множество разных народов, народностей, племён и племенных союзов. Этому региону Африки ещё очень далеко до каких-то цельных, непротиворечивых государственных образований. Если говорить о пиратах, то в основном в их составе выходцы из мусульманских племён хабар-гидир (хавие) и маджертен (дарод), населяющих Восточный берег - территории сомалийских автономий Пунтлэнд, Гальмудук, Химан и Хеб. Кения не имеет к этим образованиям никакого отношения
.
Если говорить о вероисповедании кикуйю и эмбе, то оба народа преимущественно христиане. Кикуйю в большей степени скотоводы, а эмбу земледельцы (сегодня оба народа - довольно известные экспортёры кофе, а эмбу - ещё и знаменитого кенийского чая), для социальной организации которых характерна высокоразвитая система возрастных классов, а не гендерных различий, плюс очень тесные внутрисемейные связи. Издревле мужчины кикуйю приходили сватать невест к эмбу, в то время как мужчины эмбу - желанные зятья для всех окрестных племён. Женщины эмбу известны как замечательные матери и жёны, а мужчины относятся к ним с огромным уважением, что для Африки, скажем прямо, большая редкость. Однако есть и другие, более существенные различия. Если равнинные кикуйю - относительно мирный народ, то эмбу - воинственные горцы, которые во все времена давали отпор соседям, с успехом отражая даже страшные нашествия масаев, и сыграли значительную роль в войне против англичан за независимость (известная песня «Джимми» Олега Медведева посвящена именно этим событиям). На сегодняшней национальной карте Кении эмбу - не только народ, но и довольно значимая политическая партия.
.
Игру гиути (также Giuthi kia ndongu или просто Uthi, переводится: «перемещать», «распространять») впервые описал в 1925 году английский этнолог Орд Браун в своей книге «Исчезающие племена Кении». Это игра - одна из тех гениальных логических систем, которые сразу пленяют простым алгоритмом, сложностью расчётов и полной своей непредсказуемостью. После того, как игрок принял решение из какой лунки и куда ходить, играть можно буквально на уровне инстинктов, что позволяет вести игру с колоссальной скоростью, прерываясь только на взятие камней и внутриигровые споры.
.


На родине гиути в неё обычно играют мальчишки, когда пастушат, делая лунки в земле и раскладывая камни или катышки козьего помёта. Взрослые, однако, предпочитают резные деревянные доски облегчённой конструкции с полукруглыми лунками очень узнаваемой формы, почти тождественные доскам масаев (на снимке); вы их ни с какими другими не спутаете. Однако кто у кого заимствовал такую вычурную конструкцию, неизвестно (скорее всего, идея всё-таки принадлежит кикуйю, известным как искусные резчики; их маски и статуэтки, украшенные инкрустированными зубами, волосами и характерным «кофейным» узором ритуальных насечек и шрамов, во все времена были желанной добычей коллекционеров).

.
В качестве фишек местные игроки используют семена дерева мибути (Caesalpinia volkensii), или «содомского яблока» (ягоды местного паслёна Solanum incanum), а в последнее время - также стеклянные шарики, и хотя последние не слишком удобны для игры, кенийцы (особенно кикуйю, известные как «красные люди» или «люди глины») с их фантастической, непреодолимой тягой к украшательству, разрисовке лиц и ярким тканям, перьям, бусам, бисеру, стеклярусу и прочим пёстрым украшениям питают к ним особое пристрастие.

.

У кикуйю и эмбу существует много вариаций игровых досок. Это всегда доска в два ряда, но в разных районах страны в них могут быть от 5 до 10 лунок в каждом. В лунку кладут от 4 до 9 семян. Не совсем понятно, чем это обусловлено. С одной стороны, кажется оптимальным, когда количество камней в каждой лунке на 1 меньше количества лунок в ряду - это обеспечивает сильный стартовый «разгон» посева и затрудняет взятие, поскольку последние камни чаще падают на стороне противника. Однако соотношение это неустойчиво: четыре камня в лунке предпочтительнее на маленьких досках, шесть - на средних, и восемь - на больших. Наиболее популярные сочетания, упоминаемые исследователями, таковы:
.
[2х5] - (к сожалению, количество камней в лунках не упомянуто);
[2х6] - 4 или 6 камней в каждую лунку - этот вариант практикуют дети и начинающие;
[2х7] - 6 камней в каждую лунку - типичная расстановка среди кикуйю;
[2х8] - 4, 6 или 8 камней в лунку - по свидетельствам этнологов, это самый популярный вариант у эмбу для игры в неформальной обстановке;
[2х10] - 8 или 9 камней в лунку - последний вариант довольно несбалансирован, поскольку начинающий игрок может захватить 10 камней первым же ходом, а противник не сможет ему ответить тем же.
.

Посев начинается от лунки, соседней со стартовой. Из лунки с одним камнем ходить нельзя. Главную сложность игре придаёт то обстоятельство, что посев в гиути не только цикличный, но ещё и реверсивный: игрок волен начать сеять камни в любом направлении. Если последний камень падает в непустую лунку, игрок берёт все её содержимое (включая камень, который только что был вброшен) и сеет их в противоположном направлении. Так происходит всегда. Эти ходы со сменой направления посева продолжаются, пока последний камень не падает в пустую лунку. «Подкармливать» противника не нужно: когда в лунках игрока остаются только одиночные камни, он пропускает ход. Если лунки обеих игроков пусты или содержат только одиночные камни, игроки забирают оставшиеся камни со своих половин доски в амбары, после чего происходит подсчёт. Игрок, собравший больше половины камней, выигрывает раунд.
.
Подобная, не имеющая аналогов «качающаяся» механика гиути в значительной степени уравнивает шансы и позволяет выиграть даже слабому игроку. Расчёт (по крайней мере, серьёзный) сопряжён с большими сложностями. Чтоб сносно освоить гиути, нужно иметь некоторый опыт игры в другие, более простые разновидности манкалы. Писательница Элспет Хаксли в романе «Красные чужаки» пишет о ней так: «Игра гиути требует таких огромных мыслительных подвигов, что мало кто из европейцев может играть». Другой британский писатель, Джон А. Хантер, высказывается в схожем ключе: «…я попытался ввести эту игру в Англии, но мне сказали, что она оказалась так трудна и требует таких сложных подсчётов, что никто, кроме гениальных математиков, играть не сможет. А у кикуйю в неё играют даже дети!». Собственно, в правилах гиути нет ничего сложного, в то же время расчёт (по крайней мере, серьёзный) в игре сопряжён с такими трудностями, что игроки чаще полагаются на удачу и везение. Хоть сам я считаю себя неплохим манкалистом, освоив такие монстры, как бао-суахили и реду, в гиути я не отваживаюсь просчитывать свои ходы больше чем на два-три вперёд (иначе перед каждым придётся считать полчаса) и часто делаю их чисто интуитивно, из-за чего, бывает, продуваю даже малышам. Вы не представляете, как они при этом радуются.
.
Взятие в гиути позиционное, по типу адьито или калаха (то есть, камень, упавший в пустую лунку на своей стороне, захватывает все камни из лунки напротив, если оные там есть), правда, с некоторыми оговорками. Камень, который осуществил взятие, также уходит с доски в амбар игрока. Правила остановки посева тоже отличаются от прочих. Так, если последний камень падает в пустую лунку на стороне противника, посев просто останавливается. Однако если посев заканчивается в своей пустой лунке, и лунка напротив также пуста, игрок делает дополнительный ход, однако такой, чтобы первый посев этого хода не заходил на половину противника. Это правило применяется не везде и не всегда, поскольку даёт одному из игроков довольно большое преимущество, и только на больших досках не слишком меняет баланс, зато позволяет значительно ускорить игру.
.

В гиути довольно сложные правила серийного взятия. Если взятие возможно, а следующие по ходу движения посева лунки соответствуют условиям захвата (т.е. свои пусты, противника полны), их содержимое также захватывается, будто взявший их камень проскакал дальше, как «блинчик» по воде (камень этот, напомню, сам тоже подлежит взятию). Однако тут важнее другое: посев в этом случае обязательно должен сперва зайти на половину противника, поменять направление и вернуться обратно, иначе взятие будет только одиночное (на этот счёт у кикуйю существует шутливая присказка: «Ты не можешь угнать скот у другого человека, не вторгшись на его землю»). К сожалению, точно неизвестно, является ли поводом для серийного взятия круговой посев; и нужно ещё учесть, что стартовая лунка при таком раскладе пропускается (по типу оваре), что делает игру особенно сложной. Этнографы упоминают, что существовали и другие запреты на некоторые ходы из определённых лунок, но увы, никто не уточняет, какие именно.

.
Как и в большинстве других сомалийских манкал, игра в гиути проходит в несколько раундов. Проигравший заполняет камнями лунки на своей стороне (поровну камней в каждую), соблюдая условие, что хотя бы одна лунка должна содержать больше одного камня. Соперник симметрично повторяет расположение семян на своей стороне, а лишние убирает с доски в свой амбар, после чего начинается новый раунд. Начинает игру победитель предыдущего раунда. Игрок, который в очередной раз не сможет заполнить свои лунки или заполнит их только одиночными камнями, считается проигравшим.
.
Возможно, гиути, наравне с охочичи, является переходной системой, «недостающим звеном» между двухрядной арабской и четырёхрядной манкалой суахили. Также очень может быть, что именно гиути натолкнуло современных разработчиков на идею так называемой «перекрёстной манкалы» («кросс-манкалы»): универсальной системы, применимой практически к любой игре этого семейства, суть которой заключается в следующем: в правила вносится всего одно дополнение - игрок может сделать ход из лунки только по часовой стрелке, если в ней чётное количество камней, и против - если нечётное, и никак иначе. Игра при этом усложняется в разы, но математики и гики от таких выкрутасов почему-то приходят в восторг.

*
© Дмитрий Скирюк skyruk в Манкала: Гиути.

интересное, в мире, Кения

Previous post Next post
Up