смотрела я кино по "Чтецу". Там есть один сильный пойнт, с которым я раньше не сталкивалась в кино. Это вот покаяние Германии, которое мы наблюдаем не первый десяток лет, как оно там символично показано. Героиня не были ни нацистской, ни вообще политизированным человеком (да что уж там, она и читать не умела). Она просто устроилась на работу, и со свойственным немцам орднунгом выполняла свою работу. Понятно, что читать она не умела, но слепой-то не была и могла сделать моральные умозаключения, но вопрос не в том. А в том, что была куча народу, который надо было тупо -- выживать. Раз не было причин их упекать за проволоку, от этого жизнь хлебнее не стала. И вот они работали -- на таких работах. Сложный тут момент, честно говоря. Насколько это оправдано и насколько можно героиню обвинять. Но вот она благодаря суду вдруг осознала, в чём участвовала. И всю жизнь пыталась вымолить себе искупление, вымолить прощение, откладывала свои крохи. И герой Ральфа Файнса привозит эти крохи той выросшей еврейской девочке. В её супер-пупер особняк, в её дом, который не умеет прощать. И она принимает его не просто как должное, а будто он ей обязан, только при том даже вежливость с трудом поддерживает. (я по фильму сужу, не знаю. как в книге, конечно). За то, что он вступился за эту раскаявшуюся немку, которая и нацисткой-то не была никогда, эта женщина его ещё и презирает. Я никогда не встречалась с таким взглядом на последисвия Холокоста. Причём не сказать, чтобы еврейская женщина осуждалась: её позицию тоже, в общем, понять можно, и этим как раз весь мир и занимается последние десятилетия. Но вот эта вот неготовность прощать, это вот осуждение до и после могилы... Мол, я всё понимаю, что она и не виновата по сути, и что у нас сейчас тут хоромы и всевозможные еврейские фонды и проч., и мы заслужили это своими тогдашними страданиями -- но и немцы заслужили то осуждение, которое мы будем выражать им, пока живём. И в этом смысле фильм, конечно, очень необычный. Немцы не оправдываются, но и евреям не сочувствуешь.
Сорри, что так длинно. Просто ни с кем не доводилось обсуждать это произведение, и хотелось поделиться мыслями (уверена, что с книгой они расходятся).
я не скажу, что фильм мне очень-очень понравился. Ну т.е. пока смотрела, смотрела с интересом, а вот пересматривать стану вряд ли. Но вот этот вот описанный выше момент мне очень запомнился, в нём для меня ценность есть. Со схожей проблематикой я столкнулась при просмотре спилбергевского "Мюнхена". Казалось бы, от автора "Списка Шиндлера" невозможно получить фактически анти-израильский (не анти-еврейский) фильм. А вот он там очень интересно показывает, что не все кошки белые, и не все евреи хороши только потому, что они евреи. А государство-сказка может вполне быть и орруэловским государством, когда жажда возмездия не знает границ. С таким я тоже раньше не сталкивалась (потому что это ни в коем случае не антисемитизм, слава Богу, но тоже не самый распространённый способ рассказывать ту жуткую историю).
Сорри, что так длинно. Просто ни с кем не доводилось обсуждать это произведение, и хотелось поделиться мыслями (уверена, что с книгой они расходятся).
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment