Перечитываю сейчас одну великую книгу великого писателя. Одно слово, что перечитываю, на самом деле как будто в первый раз читаю. Все забылось, стерлось - и это очень удачно, свежий взгляд и пр., и пр. И совершенно покорена тем, как великий писатель умел писать смешно. Смеюсь, смеюсь едва ли не над каждой пятой страницей! А вот раньше, в мои минувшие года, когда эту книгу проходили, ничего не замечала вообще. То есть буквально - все наоборот, трагедь и ничего смешного. Потому что не читали текст, а проходили тему. Тьфу. Ну да ладно, оставим в покое школьные и вузовские программы. Внимание, вопрос.
Под катом - обширная цитата. Имена я заменила латинскими буквами, некоторые куски текста опустила - на их месте скобки с многоточиями. Кто знает точно автора и произведение - молчите, а кто не знает - попробуйте угадать. Комментарии пока скрою. Я сама, коли б не взялась перечитывать, ни за что б не угадала.
"- В нашем отечестве, равно как и в Европе, всеобщие, повсеместные и ужасные голода посещают человечество (...) весьма редко сравнительно.
- С чем сравнительно?
- С двенадцатым столетием и с соседними ему столетиями с той и с другой стороны. Ибо тогда, как пишут и утверждают писатели, всеобщие голода в человечестве посещали его в два года раз или по крайней мере в три года раз, так что при таком положении вещей человек прибегал даже к антропофагии, хотя и сохраняя секрет. Один из таких тунеядцев, приближаясь к старости, объявил сам собою и без всякого принуждения, что он в продолжение долгой и скудной жизни своей умертвил и съел лично и в глубочайшем секрете шестьдесят монахов и несколько светских младенцев, - штук шесть, но не более, то есть необыкновенно мало сравнительно с количеством съеденного им духовенства. До светских же взрослых людей, как оказалось, он с этою целью никогда не дотрагивался. (...) католический монах уже по самой натуре своей повадлив и любопытен, и его слишком легко заманить в лес или в какое-нибудь укромное место и там поступить с ним по-вышесказанному(...).
- Может быть, это и правда, господа, - заметил вдруг M.(...) Что были людоеды, и, может быть, очень много, то в этом L, без сомнения, прав; только вот я не знаю, почему именно он замешал тут монахов и что хочет этим сказать?
- Наверно, то, что в двенадцатом столетии только монахов и можно было есть, потому что только одни монахи и были жирны, - заметил G.
- Великолепнейшая и вернейшая мысль! - крикнул L, - ибо до светских он даже и не прикоснулся. Ни единого светского на шестьдесят нумеров духовенства, и это страшная мысль, историческая мысль, статистическая мысль, наконец, и из таких-то фактов и воссоздается история у умеющего; ибо до цифирной точности возводится, что духовенство по крайней мере в шестьдесят раз жило счастливее и привольнее, чем всё остальное тогдашнее человечество. И, может быть, по крайней мере в шестьдесят раз было жирнее всего остального человечества... (...) Но разберем прежде всего психологическое и юридическое состояние преступника. Мы видим, что преступник, или, так сказать, мой клиент, несмотря на всю невозможность найти другое съедобное, несколько раз, в продолжение любопытной карьеры своей, обнаруживает желание раскаяться и отклоняет от себя духовенство. Мы видим это ясно из фактов: упоминается, что он все-таки съел же пять или шесть младенцев, сравнительно цифра ничтожная, но зато знаменательная в другом отношении. Видно, что, мучимый страшными угрызениями (ибо клиент мой - человек религиозный и совестливый, что я докажу) и чтоб уменьшить по возможности грех свой, он, в виде пробы, переменял шесть раз пищу монашескую на пищу светскую. Что в виде пробы, то это опять несомненно; ибо если бы только для гастрономической вариации, то цифра шесть была бы слишком ничтожною: почему только шесть нумеров, а не тридцать? (Я беру половину на половину). Но если это была только проба, из одного отчаяния пред страхом кощунства и оскорбления церковного, то тогда цифра шесть становится слишком понятною; ибо шесть проб, чтоб удовлетворить угрызениям совести, слишком достаточно, так как пробы не могли же быть удачными. И, во-первых, по моему мнению, младенец слишком мал, то есть не крупен, так что за известное время светских младенцев потребовалось бы втрое, впятеро большая цифра, нежели духовных, так что и грех, если и уменьшался с одной стороны, то в конце концов увеличивался с другой, не качеством, так количеством. (...) Во-вторых, младенец, по моему личному мнению, непитателен, может быть, даже слишком сладок и приторен, так что, не удовлетворяя потребности, оставляет одни угрызения совести..."