Илон Маск - жулик планетарного масштаба

Nov 25, 2020 14:55



Слышали про такого успешного американского предпринимателя как Илон Маск? Уверен что да, поэтому следите за руками:

Это рост капитализации Tesla по годам:


За один лишь 2020 год капитализация Tesla выросла в 5.5 раза и составила больше 500 миллиардов долларов а сам Илон Маск потеснил основателя Microsoft Била Гейтса в рейтинге самых богатых людей, заняв почетное второе место. Как тебе такое, Рогозин?

Для сравнения, капитализация Toyota на 24 ноября 2020 года составляет чуть больше 200 миллиардов долларов.
А сколько же автомобилей выпускают компании? Может быть все дело в объемах?

В 2019 году Tesla поставила покупателям 367,500 автомобилей. В том же году объем поставок японской компании составил 10.74 миллионов штук! Почувствуй, как говорится, разницу.

Кто-то проворчит: "да что ты понимаешь, Tesla - это будущее, а ДВС это прошлый век, поэтому люди и инвестируют в эту компанию". Посмотрим же тогда на доходность этой компании по годам:


За всю семнадцатилетнюю историю компания показала безубыточность лишь пару кварталов и даже рекордные продажи 2019 года не позволили компании выйти в плюс, показав убытки в размере 862 миллиона долларов США.

Так в чем феномен Илона Маска? Почему инвесторы в турбулентный 2020 год несут сломя голову свои средства и вкладываются в компанию, которая показывает убытки из года в год?

Помните был такой строитель финансовых пирамид в лихие 90-ые, звали его Сергей Мавродий. Он обещал доверчивым вкладчикам: "принесешь 30 рублей, а через неделю получишь 90". И люди несли! Илон Маск как и Сергей Мавродий строит свою пирамиду, но только технологическую.


В чем заключается суть технологической пирамиды? В первую очередь потенциальный инвестор должен поверить в прорывную технологию, которая кардинальным способом изменит мир и его технологический уклад и соответственно принесет многократную прибыль. Поэтому даже, если у создателя нет такой технологии он делает все для того чтобы показать, что эта технология есть.

К примеру: представим строительную компанию N, которая заявляет, что обладает уникальными технологиями строительства домов методом 3D печати. В самом деле, компания не обманула - у них есть строительный 3D принтер, который позволяет напечатать отдельные конструкции дома. Проблема в том, что стоимость таких домов не намного ниже стоимости домов, построенных по обычной технологии, да и само качество строительства оставляет желать лучше. Но данный факт абсолютно не смущает руководство компании. Они продают дома по ценам ниже рыночных, при этом продолжают активно привлекать средства инвесторов, обещая революцию в строительной сфере. Несложно догадаться, что как и финансовые пирамиды такие схемы не вечны.

А есть ли эта прорывная технология в случае с Tesla? Электромобили существовали задолго до появления компании Маска. Первый электромобиль был создан еще в конце XIX столетия. Основная проблема массового внедрения электромобилей - это стоимость литий-ионных батарей, которые могут составлять до четверти от стоимости автомобиля. И здесь важен поиск золотой середины: можно сделать недорогой электромобиль с пробегом в 50 км за одну зарядку, но вряд ли большинство потребителей посчитает это практичным. И наоборот, можно сделать электромобиль с пробегом под тысячу километров, но при этом он будет значительно дороже автомобилей с ДВС.

Собственно Илон Маск не стал изначально затруднять себя с поиском этой золотой середины. Если конкуренты пытались как-то сэкономить на стоимости батарей, урезая пробег, то Илон "гулял" на широкую ногу:


Как видно из диаграммы модели компании Tesla возглавляют список и это лидерство, что самое главное, не за счет обладания инновационными технологиями в сфере литий-ионных батарей, их у компании просто нет! Здесь работает простое правило: больший пробег, большая емкость батареи, большая стоимость.

Теперь понятно почему Tesla стабильно показывает убытки? Да, стоимость киловатт-часа литий-ионных батарей неуклонно падает. Аналитики прогнозируют 100$ за один киловатт-час к 2023 году. Это то пороговое значение при котором пробег и стоимость электромобилей становятся сравнимыми с ДВС. Но к этому времени компания, чья капитализация в несколько раз выше капитализации такого автогиганта как Toyota, столкнется с огромным числом конкурентов, которые уже начинают выходить на рынки: от новых стартапов таких как Rivian и да грандов мирового автомобилестроения таких как BMW или Audi.

А пока это не произошло Илон Маск продолжает привлекать средства инвесторов, делая многочисленные обещания, которые он не выполняет из раза в раз. Создает информационный шум, ауру технологического гения, колонизирующего Марс и создающего транспорт будущего в виде подземных тоннелей. И это работает. Иначе как еще можно объяснить рост капитализации в 5.5 раза за один год? Сумасшествием и никак по другому.

Впрочем конец компании Tesla будет вполне закономерный.

жулики, Илон Маск, Тесла, автомобилестроение

Previous post Next post
Up