В статье раскрывается проблема влияния внутриконтинентального макроположения Сибири на специфику и эффективность ее хозяйства. С помощью специальной методики Сибирь сопоставляется по степени транспортно-географической континентальности с другими регионами и странами. Оцениваются финансово-экономические потери сибирских регионов и их товаропроизводителей, связанные с повышенными транспортными издержками. Предлагаются стратегические меры, направленные на ослабление невыгодных последствий континентальности для Сибири.
Макроположение Сибири (с учетом ее размеров) относительно Мирового океана поистине уникально: это крупнейшей на планете массив внутриматериковых пространств, расположенный вдали от незамерзающих морей. Если рассматривать удаленность территории России от океанов, морей и морских портов с круглогодичной навигацией, то окажется, что подавляющая часть Сибири находится от них на расстоянии свыше 2 тыс. км, или в «ядре» ультраконтинентальной зоны, согласно классификации зон удаленности от моря, основанной на схеме В. В. Покшишевского. С учетом же конкретных расстояний по железнодорожным магистралям удаленность Сибирского федерального округа от основных отечественных морских портов - Санкт-Петербурга, Новороссийска, Находки и др. - составит более 3 тыс. км, а таких индустриальных сибирских регионов, как Красноярский край, Иркутская и Кемеровская области, - даже свыше 4 тыс. км.
Фактор глубинного внутриконтинентального макроположения и гигантских сухопутных расстояний, определяющий повышенный уровень транспортных затрат, всегда неблагоприятно влиял на сибирскую экономику, затрудняя участие в международном и межрайонном разделении труда. Однако в советский период удорожающее влияние этого фактора отчасти «сглаживалось» благодаря целенаправленной государственной политике по снижению транспортных тарифов, магистрализации железнодорожного транспорта, регулированию ценообразования в базовых отраслях народного хозяйства. Негативные экономические следствия континентальности Сибири ослаблялись также в силу широкомасштабного использования таких адаптивных способов и приемов территориальной организации общества, как развитие хозяйства на районной основе и принципах экономического районирования, включая формирование территориально-производственных комплексов, повышенная роль линейных хозяйственно-расселенческих структур вдоль важнейших транспортных магистралей, сближение ведущих центров между собой и т. д.
Л. А. БЕЗРУКОВ (PDF)