РЕИНЖИНИРИНГ КОНЦЕПЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
КОМПЛЕКСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИИ: КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД
В статье рассматриваются вопросы развития конкурентоспособной экономики региона. Обобщаются уникальные свойства территориально-производственного комплекса как хозяйственной системы. Изложен анализ категорий «кластер» и «территориально-производственный комплекс», на основе которого вскрыты основные недостатки кластерного подхода. Автором сделан вывод, что концепция территориально-производственного комплекса более фундаментальна и ее реинжиниринг - это приоритетное направление в исследовании.
(статья приводится в сокращенном варианте)
... в конце первого десятилетия XXI в. необходимо признать, что рыночные преобразования в целом деформировали региональные экономические системы. Как показала практика, «естественный отбор» малоэффективен в современных условиях. Поэтому неслучайно активизировались исследования, акцентирующие внимание на необходимости разработки интеграционных механизмов как потенциальных факторов постиндустриального развития.
В то же время следует констатировать, что акцент в данной сфере сделан исключительно на зарубежном опыте, в основе которого кластерный подход. При этом игнорируется богатейший отечественный опыт в данной сфере. В этом наглядно можно убедиться, сопоставив содержание кластерного подхода с концепцией формирования территориально-производственных комплексов.
Конец XX в. ознаменовался для экономической мысли появлением новой дефиниции в теории территориальной организации производства - это «кластер». Понятие «кластер» (в переводе с англ. - скопление, пучок, рой), как особая форма территориальной организации производства в условиях рыночной экономики, в последнее время все шире входит в научный оборот в региональной экономике и экономической географии.
Идея кластера представляет собой новый подход к ведению национальной экономики, экономики региона. Правильная микроэкономическая политика, благоприятствующая конкурентоспособности, находит все большее понимание. Кластеры представляют собой движущую силу в увеличении экспорта и привлечении иностранных инвестиций. Они образуют площадку, на которой может проходить диалог нового типа между фирмами и другими организациями.
Так, впервые понятие «кластер» было использовано американским экономистом, профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером, который дает следующее определение кластеру: «кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». Кроме того, М. Портер подчеркивал, что «кластер можно определить как систему взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей».
Кластер представляет собой систему, которая характеризуется рядом отличительных признаков. Непременным условием образования кластера является географическая близость хозяйствующих субъектов. На ограниченной территории сосредоточивается критическая масса фирм родственных и поддерживающих отраслей, организаций, обеспечивающая экономию на масштабах производства и экономию на разнообразии, а также экономических ресурсов, информации, создается «сгусток» отношений, благодаря чему кластер достигает более высокой конкурентоспособности. Географические масштабы кластеров могут варьироваться от одного города или области до страны или даже ряда соседствующих стран.
В концепции М. Портера акцент сделан на связях внутри кластера между его участниками - основными компаниями-производителями, вспомогательными (сопутствующими) производствами, а также разными институтами, такими как университеты, исследовательские организации и государственные структуры. Кластер - значительно более сложное явление, чем простое объединение фирм для совместной деятельности. Он предполагает более глубокую их технологи ческую кооперацию на основе участия в системах накопления стоимости. При этом фирмы не только включаются в процесс кооперирования, но, что очень важно, продолжают конкурировать друг с другом избирательно в отдельных областях. Такое конкурентное соседство является движущей силой постоянных продуктового и технологического обновлений, направленных на рост производительности всех факторов производства, и обеспечивает быстрое распространение новшеств. В кластере формируется особая инновационная среда, способствующая повышению конкурентоспособности входящих в него фирм и процветанию региона.
На наш взгляд, достоинством этой теории является выделение принципиально нового структурного элемента в совокупности субъектов конкуренции, где кластеры представляют новый и дополнительный способ организации экономики, ее динамичногоразвития и принцип проведения государственной политики в регионах.
По мнению И.В. Пилипенко, одним из главных недостатков термина «кластер» является его нечеткое определение и сложности с выявлением его границ в пространстве Это ведет к тому, что во многих случаях
кластером называется то, что на самом деле кластером в первоначальном его значении и не является. Совершенно разные по своему генезису объекты, имевшие собственные обозначения (например, итальянские промышленные округа, технополисы, промышленные узлы, ТПК), стали в дань моде именоваться кластерами.
Однако существуют и другие подходы, так, по мнению некоторых специалистов, кластер является более идеализированной структурой, включающей и государственные структуры, исследовательские институты и
иные поддерживающие организации. Как следствие, отсутствие систематизации приводит к еще большей путанице в терминологии. Например, Р. Мартин и П. Санли обнаружили десять отличных друг от друга определений кластеров. Те же проблемы с дефиницией мы обнаруживаем у термина «региональный кластер», который используется для описания, по крайней мере, трех различных объектов:
- нескольких кластеров, специализирующихся на производстве однотипной продукции и характеризующихся общностью географического положения;
- отрасли промышленности или сферы услуг, которая пространственно представлена заводами определенных фирм, занятых в этой отрасли промышленности;
- цепочки добавленной стоимости в определенном регионе.
На наш взгляд, в целом категория «кластер», имеющая несколько переводов с английского языка, не очень удачна как термин для обозначения формы организации производства, но весьма выгодна как маркетинговое средство для привлечения внимания к концепции, чем ее разработчики успешно и пользуются. Например, в 1990-х гг. были сформированы новые направления в консалтинге - кластерный консалтинг и кластерный менеджмент для организации кластерных инициатив.
В настоящее время с точки зрения теории очевидно, что термин «кластер» утрачивает реальный смысл, все больше превращаясь в бренд, который многие региональные правительства используют для привлечения иностранных инвестиций, изменения имиджа региона и других целей. Ведь, исходя из основных положений концепции М. Портера, если в регионе есть кластер, то регион обязательно является конкурентоспособным, что не всегда верно в действительности. Поэтому «брендизация» кластеров может привести к неоправданным государственным расходам для проведения изначально неэффективной региональной политики, а также ввести в заблуждение потенциальных частных инвесторов.
Обобщая все вышесказанное, можно констатировать, что изначально под «кластером» понимались сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу.
По нашему мнению, «кластеризация» - это в той или иной степени реабилитация интеграционного подхода в экономике России, а у России здесь имеется богатейший опыт. Так, основоположник отечественной школы территориальной организации национальной экономики Н.Н. Колосовский еще в 50-х гг. XX в. разработал концепцию организации территориально-производственного комплекса (ТПК), который может быть эффективным инструментом ликвидации сложившихся в экономике диспропорций. Под ТПК он понимал экономическое (взаимообусловленное) сочетание предприятий в одной промышленной точке или в целом районе, при котором достигается определенный экономический эффект за счет планового подбора предприятий в соответствии с природными и экономическими условиями района, транспортным и экономико-географическим положением.
Первоначально за аббревиатурой ТПК скрывались слова «территориально-промышленный комплекс», т. е. комплекс понимался узко, только как промышленный. Позже его стали расшифровывать как территориально-производственный, подразумевая, что категория «производства» шире категории «промышленность». Согласно данному подходу, ТПК охватывал уже предприятия не только промышленных отраслей, но и строительства, сельского хозяйства, инфраструктурные объекты, способствующие эффективной работе предприятий народного хозяйства. На наш взгляд, категория «ТПК» более емкая. Поэтому в основе содержания данной категории должен быть заложен системный подход. Исходя из этого, «ТПК» можно охарактеризовать как хозяйственную систему, формирование которой в рамках конкретной территории обусловлено наличием определенной комбинации ресурсов (сочетанием природных ресурсов, предприятий разных отраслей материального производства и сферы услуг), совокупность которых приводит к синергетическому эффекту, росту конкурентоспособности и в целом устойчивому развитию хозяйственного комплекса российской экономики различного масштаба.
Исследования содержания категорий «ТПК» и «кластер» наглядно показывают, что мы сталкиваемся ни с чем не обоснованной доминантой иностранной дефиниции (причем, меньшего порядка) в теории территориальной организации хозяйства.
Таким образом, появление в научном обиходе новых понятий отражает процесс усложнения реальной жизни, возникновения новых объектов исследования и взаимосвязей между ними. В то же время «новые» дефиниции, на наш взгляд, не должны способствовать игнорированию (подмене) более эффективных разработок. С точки зрения территориальной организации производства явным негативом является совершенно ни чем не обоснованная доминанта категории «кластер» над категорией «ТПК».
На наш взгляд, концепция формирования ТПК более фундаментальна и ее реинжиниринг - это приоритетное направление в исследовании. В настоящее время назрела необходимость понимания того, что «кластер» - это всего лишь часть, элемент ТПК и без формирования целостной территориальной системы хозяйствования синергетический эффект здесь будет минимален.
И.А. Плужников аспирант кафедры
национальной и мировой экономики
Тамбовского государственного
университета им. Г.Р. Державина