Оригинал взят у
ext_545413 в
Немного философии на тему школы.Близится сентябрь, и даже в солнечной Малайзии, читая посты друзей, я вспоминаю и иногда размышляю. Вспоминаю себя, наш семейный опыт.
На своём пути родительства я прошла разные этапы. Первой волной был страх, вырвавшийся из глубины души, когда старший дорос до заветного школьного возраста. Все что было заколочено в подвалах подсознания и помечено табличкой "так с людьми нельзя", стало картинками, эмоциями просачиваться наружу. Сквозь волну страха, тем не менее, я отчётливо слышала голос интуиции. И было решено -да,я до сих пор боюсь этих стен покрашенных и теть с серьезными лицами, боюсь этой машины так, что не могу найти силы протестовать. Но я могу выбрать для сына более мягкий вариант.
Дальше было несколько лет попыток подружиться со школой ,которая не в дверь, так в окно проникла в нашу семью под видом семейного обучения. После каждого соприкосновения со школой, после консультаций, после того как ко мне в руки попадали учебники, я вновь и вновь осознавала корни того или иного моего страха или запрета внутреннего. Самое яркое из моих воспоминаний это даже не то что я учительницу сына довела до слёз, пытаясь обьяснить ей своё мировоззрение, а то как менялся мой сын. Как он закрывался, как уходил в себя, как его природное любопытство угасало на глазах, как он переставал по нарастающей , выражать себя -рисовать, петь, танцевать, лепить. Зато просек рамки и вписался в них и вписал весь свой внутренний мир. Он стал читать( это же хорошо), но читать так, что можно было над его ухом минут десять его звать, без шуток. Стал уходить в книги. Освоив навык, научился отключаться и за уроками. Просто как кнопка "выкл" срабатывала в какой-то момент.И сын снова был там, в том мире, в котором не было такого давления.
Конда наш ребёнок выдает симптомы, сталкиваясь с которыми мы не можем себя контролировать, это значит резонанс.Где-то внутри до сих пор сидит бунтарь, не согласный с положением дел. Давно сидит, как правило. У меня был этот резонанс. Сын стал включать те же самые защиты, которые когда-то образовались у меня. Мне многие говорили , что я надумываю, что дети могут иначе все воспринимать . Но вы же сами говорите что яблоко от яблони. И я тоже думаю. С чего моему сыну кардинально быть другим, при папе и маме с высокой чувствительностью притом. Застав рассвет защит у старшего, выплывшая наружу боль нереализованности, являющаяся следствием подобных защит у меня, заставила меня отпустить поводья. Совсем.
Был момент, когда я была против. Против школы, против всех этих способов обучения. Но потом стала мелькать одна мысль. Которая сейчас мне очевидна. Я выскажу ее позже. Все это напоминает мне мою детскую историю с порезом руки. Я поскользнулась, упала, порезала сухожилие. И хоть после этого случая в художественной школе заменили все стеклянные банки для мытья кистей на пластмассовые стаканчики, мне уже было все равно. С последствиями жить оставалось только мне. Я не научилась играть на гитаре, потому что один палец так и не разработался. Но я не в обиде на жизнь. Я вязать могу. Технические такие моменты.
Со школой примерно также. Хоть эти порезы , после которых я не могу то и это, они - внутри, и обиды от чувства несправедливости долго не проходили. Все равно. Как и в истории выше, жить с этим только мне. Ну и окружающим терпеть. Было время , когда меня "успокаивала" мысль, что школа виновата. А спустя два года расшколивания эмоции ушли. Я поняла что никто не виноват( это обещанная мысль). У всего происходящего была причина. И русичка, ударившая меня указкой, не знала о моей тонкой душевной организации.
Мой любимый учитель йоги не устаёт повторять :" если ты чувствуешь что стала быстро дышать, замедляй дыхание специально." И это работает. Проверено многократно.
Записав старшего , а потом и младшего в школу, жизнь в нашей семье превратилась в гонку "успей до зачетов". Когда я заметила насколько сильно изменился ритм нашей семьи, я стала искать. Искать выход, решение,обьяснение хоть какое-то разумное зачем это все так. Вместе с заинтересованными людьми я исследовала тему влияния школы на психическое и физическое здоровье ребёнка. Я писала в ЖЖ, писала сюда. А однажды, после проведённого семинара по вопросам образования, чувствуя, что я ещё против, что боль так и не прожита, что выбора как не было так и нет и что я до сих пор в том тупике, в который зашла подростком. Знаете, когда смотришь на школу и думаешь- вот бы ее взорвать. А школа во дворе. А я семинары веду, людям пытаюсь помочь. А школу в окно видно. Каждый день. И вот ,в один момент, передо мной возник вопрос во весь рост, прям как у Кэрролла ,голосом с пластинки." А кто ты такая, ммм?" И я тогда перестала принимать участие в разговорах , которые за и против. Собрала детей и вещи и улетела в Индию. На вопрос отвечать, ага.
И когда мне хотелось из Гоа написать, что оказывается можно, что получится наверно.. Я вновь и вновь вспоминала синюю гусеницу. И замедляла дыхание. Искусственно.
И сегодня, читая посты о школе, мне не хочется доказывать. Можно выбрать школу, можно ДО,можно перед ЕГЭ подготовиться. Все что будет потом-это последствия нашего выбора. А здесь уже каждый решает сам.
И если мы не выбираем родителей, место и условия проживания до определённого возраста, даже партнёров не особо выбираем- карма догоняет. То что касается детей мы можем если не до конца эту цепочку насилия разорвать. А хотя бы начать в эту сторону двигаться.
И главное, обрывая нити, одну за другой, можно увидеть результат. Не сразу, сразу психика не поверит. Но постепенно, уверяясь в безопасности. И исцеление можно почувствовать на себе. День за днём, видя как мои дети вскакивают ни свет ни заря, потому что жить интересно , и я могу поверить в такой мир. Где встать с утра на пробежку- это не продолжение истории школьной, это я для себя. И перестать закрывать себе возможности вставать рано, порисовать без страха и тд. Что там ещё со школой до сих пор ассоциируется. У каждого свой список.
Так, глядишь, станем свободнее сами, дадим эту свободу детям, а они ещё большую - своим. :)