Итак, что же сделал Монферран с Исаакиевским собором? Сделал он простую и достаточно понятную вещь - взял церковь большого размера и переделал ее в «собор св. Петра» или вернее сказать тот тип собора, который по выражению Виктора Гюго является «нагромождением Пантеона на Парфенон».
Пантеон - это «круг» с полусферическим куполом, а Парфенон - прямолинейное строение с колоннами. Процитируем французского писателя:
«Этот титан искусства (Микеланджело) нагромождает Пантеон на Парфенон и создает Собор св. Петра в Риме. Это величайшее творение искусства, заслуживающее того, чтобы остаться неповторимым, последний самостоятельный образчик зодчества, последний росчерк колосса художника на исполинском каменном списке, у которого нет продолжения. Микеланджело умирает, и что же делает это жалкое зодчество, пережившее само себя в виде какого-то призрака, тени? Оно принимается за Собор св. Петра в Риме, рабски воспроизводит его, подражает ему. Это превращается в жалкую манию. У каждого столетия есть свой Собор св. Петра: в XVII веке - это церковь Валь-де-Грас, в XVIII веке - церковь св. Женевьевы. У каждой страны есть свой Собор св. Петра: у Лондона - свой, у Петербурга - свой. У Парижа их даже два или три. Но все это - лишенное всякого значения завещание, последнее надоедливое бормотание одряхлевшего великого искусства, впадающего перед смертью в детство» (Собор парижской богоматери)
Соборов такого типа действительно много. Только в США капитолиев штук пятнадцать. Но основных, кроме ИС, можно выделить пять, и все они построены до него.
Собор св. Петра в Риме
Собор св. Павла в Лондоне
Пантеон в Париже
Инвалиды в Париже
Капитолий в Вашингтоне
Иногда в эту «компанию» пытаются добавить построенный в 13-15 вв. флорентийский собор Санта-Мария-Дель-Фьоре высотою 114,5 м., но он несколько отличается, особенно по строению купола и под определение Пантеон на Парфеноне не подойдет.
Исаак и Исаакий: какая встреча!
Как известно из официальной первая Исаакиевская церковь была построена в 1706 г. через несколько лет после Великого посольства и посещением Англии.
Уточним один момент. Официально считается, что Исаакиевский собор назван в честь святого Исаакия Далматского, но на самом деле никакой он не Исаакий, а Исаак. В России было несколько деятелей с именем Исаакий (это церковная форма еврейского имени Исаак), но они были местными, тогда как святой Далматский не был русским, а предположительно происходил из Сирии и его деятельность имела место в Константинополе и его окрестностях. Так что он носил греческое имя Ισαάκιος, которое на русский переводится как Исаак. Элемент «-ос» в греческих словах является показателем мужского рода.
Вот, например, Ισαάκιος Α΄ Κομνηνός (статья в википедии на греческом) на русском - Исаак Комнин, византийский император. Можно проверить и других греческих Исааков, будет такая же картина.
Версия о том, что Петр I, родившийся 9 июня и «попавший» на день памяти Исаакия Далматского, получил второе имя Исаакий, выглядит немного странно. Считается, что до конца 16 века имена великим князьям и затем русским царям давались строго по святцам. Постепенно от этой системы начались отклонения, например, Алексей Михайлович получил имя святого отстоящего от даты его рождения на 2 дня. Т.е. правило соблюдалось не строго, а в «рамках приличий», таким образом, чтобы придерживаться православного обычая и в то же время не путаться с экзотичными именами.
Известно, что во время Великого посольства Петр встречался с Исааком Ньютоном при посредничестве двух других известных англичан Якова Брюса (при рождении Джеймс Дэниэл Брюс) и Кристофера Рена.
Вот здесь небольшой ролик, который коротко и емко описывает ситуацию:
Click to view
А кто такой сэр Кристофер Рен? Член Лондонского королевского общества, был математиком, астрономом, оптиком, метеорологом, медиком. Нередко можно встретить информацию, о том, что он был высокопоставленным английским масоном. Впоследствии полковник Олкотт скажет: «… франкмасонство умерло вместе с Реном, то, что осталось - это только оболочка». Нас он интересует как архитектор одного из крупнейших соборов - собора св. Павла в Лондоне.
От астрономии к архитектуре и обратно.
Когда задают вопрос о Монферране, что же он сделал во Франции и чем заслужил приглашение в качестве главного архитектора главного собора российской империи, то стандартный ответ выглядит примерно так:
Архитектурное образование Монферран получил в мастерской главных архитекторов Наполеона - Ш. Персье и П. Фонтена. Перед своим отъездом в Россию Огюст принимал участие в возведении парижской церкви Ла Мадлен.
О Персье и Фонтене мы уже говорили. А сейчас посмотрим на церквушку. Выглядит она как Парфенон.
Это так называемый перистиль (окружение колоннами). Но есть и другой нереализованный вариант той же церкви, вот такой:
По-моему готовый ИС.
Архитектор Этьен-Луи Булле проектировал еще и вот такие вещи.
Это кенотаф для Ньютона, но в профессиональных кругах астрономов он считается еще и проектом планетария, 150 м. высотой. Реализован к сожалению не был.
Еще для сравнения внутренний интерьер Исаакиевского собора и церкви св. Мадлен
Это ИС
А это Мадлен
А вот такой вариант Собора св. Павла был у упомянутого нами математика и астронома Кристофера Рена
Ну, тут даже колокольни на месте. Заметим, что в Лондоне Монферран побывал, правда, подробностей с кем он там встречался нет, но идея устройства купола собора (и это отмечают исследователи, в частности, Чеканова и Ротач) практически полностью заимствована у Рена.
У Рена моделей и вариантов собора было побольше чем у Монферрана и известно, что в начале в основании собора планировался «греческий крест».
Plan of Wren’s ‘Greek cross’ design, c.1671-72, drawn by Edward Woodroofe
А вот как выглядит пол под куполом собора св. Павла, 32- лучевая черно-красная звезда
В ИС тоже есть нечто подобное, 36 лучевая звезда тоже черно-красная.
Окончательный вариант собора представляет собой латинский крест благодаря длинному нефу
Подробно рассказывать о строительстве собора св. Павла не буду, материалов на русском в интернете достаточно, повторяться не хочется. Есть подробные описания этапов строительства, особенностей экстерьера и интерьера, могилы Нельсона, устройства органа, шепчущей галереи и других интересных вещей.
Собор св. Павла реализован в соответствии с принципами пифагореизма. Как именно архитектор их воплощал в архитектуре поговорим в другой раз.
Недалеко от собора расположена площадь Paternoster также спроектированная Реном. На этой площади стоит колонна, напоминающая гномон с 24 радиальными делениями.
Колонна высотой 23 метра (символизирует 23 пары человеческих хромосом, которые Paternoster внес в нашу генетику), увенчана золотой урной «flaming pineapple» (пылающий ананас) ассоциируется с шишковидной железой просветленного существа (наподобие известной ватиканской «шишки»).
А это подъем колонны.
Картина аргентинского художника Пабло Бронштейна 2008г., но нарисована так чтобы выглядеть как архивный документ, Бронштейн ее умышленно «состарил». Видно невооруженным глазом, что колонна составная и поднимать ее способом имени Монферрана не нужно и к тому же опасно. Хотя, я полагаю, что про Монферрана художник не знал, а вдохновлялся работами Доминико Фонтана.
Кстати и способ подъема обелиска Фонтана, заимствованный Монферраном, также представляет собой своеобразную космогоническую мистерию, о чем писал сам архитектор в своих трактатах.
Продолжение следует...