"Белый Тигр": рецензия-напоминание. Часть II

Nov 12, 2016 12:42

Внимание: текст 18+ (встречаются нецензурные слова)

Окончание. Начало: часть I.

3. Кино-говно







Белый Тигр попал по Т-34 какой-то инфернально-феерической пиротехникой.

Пожалуй, единственно увлекательная часть литературного источника - описание лихих и даже невероятных манёвров, которые вытворял на своих танках перерожденец Найдёнов. И в самом деле, боевая живучесть танка во многом зависела от умений механика-водителя. Увы, киношный Найдёнов своё мастерство механика-водителя так и не продемонстрировал. Мы неоднократно видим его как бы «на рабочем месте», за рычагами, которыми он играет с видимой простотой (это при том, что каждому рычагу бортовых фрикционов требовалось усилие около 40 килограммов, а переключать скорости мехводу нередко помогал сосед - радист-пулемётчик (рация впоследствии переехала в башню, к командиру танка).



Это кадр перед атакой. Почему ожидающая приказа пехота пребывает в столь лютейше засранном состоянии - понять не могу. Видимо, метафизическое наследие литературного первоисточника.

Самый продолжительный эпизод «снаружи» с движущимся танком Найдёнова показывает лишь ошибку механика-водителя, «уронившего» танк в глубокую яму, из-за чего ствол пушки зачерпнул грязи и при следующем выстреле разорвался.

В оригинале этот драматический момент завершает долгий манёвренный бой с перестрелкой, произошедший на глазах многих свидетелей. В фильме же происходит этакий «междусобойчик» между Белым Тигром и танком Найдёнова.




Ура, грязная пехота идёт в танковую атаку! На переднем плане первого стоп-кадра - Т-34-85 послевоенного выпуска, произведённый заводом №112: только он выпускал машины с разнесёнными по башне вперёд-назад вентиляторами. На других танках сдвоенный грибок вентиляторов установлен в задней части башни. На втором стоп-кадре танк 112-го завода с тактическим номером 57 месит говно уже на заднем плане.

«Сгорел и родился заново, другим человеком. Идеально приспособленным для войны. Он - её порождение. Так же, как и этот Тигр», заявляет о Найдёнове всё ещё майор Федотов - на секундочку, не абы кто, а «замначальника контрразведки армии».

И отправляется не в дурку, а всего лишь в отпуск, из которого вернётся полковником.

«А насчёт Дарвина я тебе так скажу. Устал ты, притомился. Оттого и лезет в голову всякая дурь. Я тебе дам отпуск, 10 суток, отдохнёшь, придёшь в себя. Вернёшься - Берлин будем брать». Так ему говорит «генерал Смирнов», который на самом деле вроде как списан с генерал-полковника Михаила Ефимовича Катукова. Вот только носит почему-то из всех своих наград только звезду Героя - что тогда не практиковалось.

Берлин, судя по фильму, взялся сам. Потому что сразу после этих слов представители немецкого командования пришли подписывать Акт о полной и безоговорочной капитуляции.

Но кино на этой торжественной ноте не кончилось.



Артхаус переходит в сюр. Кейтель с блестящими глазками докладывает: «Я никогда в жизни не ел свежезамороженную клубнику со сливками».

Зритель ещё обязательно должен узнать, что генерал-фельдмаршал Кейтель никогда не бывал в ресторане «Шляммер» и никогда в жизни не ел свежезамороженную клубнику со сливками. Какой вывод должен из этого сделать я, зритель двадцать первого века? Пожалеть бедного честного вояку-фельдмаршала, мимо которого прошла настоящая жизнь? Пожалеть изверга рода человеческого, подписавшего перед нападением на СССР печально знаменитые приказы «О применении военной подсудности в районе Барбаросса» и «О комиссарах»?

О да, он попытался придать максимальный пафос своей смерти, сказав высокие слова - «Более двух миллионов немецких солдат погибли за отчизну до меня. Я иду за своими сыновьями - во имя Германии». Но смерть настигла гражданина фельдмаршала позорная: во имя Германии ему пришлось корчиться на виселице. Ничего, кроме глубокого удовлетворения, сей факт вызывать у нормальных людей не может.

Более того, от себя скажу, что не имел бы ничего против, если бы его, к примеру, посадили на шершавый кол или сварили на медленном огне. Виселица - этот как-то слишком по-доброму, они заслужили большего.



Последний монолог главного героя-нечеловека: «Пока я его не сожгу, - война не закончится».

Какой вывод нужно сделать из последнего утверждения Найдёнова: «Пока я его не сожгу, - война не закончится»?

И как связан со всем предшествующим повествованием заключительный монолог Гитлера, который тот произносит неизвестному, в котором лично я увидел Гёббельса, некоторые - посла Японии Осиму Хироси, а сам режиссёр, вроде как, пытался изобразить ажно самого Князя Тьмы?

«Война - это сама жизнь, война - это отправная точка», гласят последние произнесённые в фильме слова. Произнесённые фюрером.



Молчаливый слушатель Гитлера, вместе с которым мы услышим последние слова фильма - произносимую фюрером апологию войны. Говорят, сам Князь Тьмы. А мне сдуру поначалу показался Гёббельсом.

Почему фильм, который снят российским режиссёром, как утверждает тот, в память наших победителей, среди которых - и ушедший на фронт в 18 лет отец режиссёра, заканчивается многозначительным монологом фюрера?

Но главное - почему режиссёр считает, что история безнадёжной борьбы «нашего» нечеловека с мистическим Тигром, успевающим за 40 секунд выстрелить 11 раз (примерно 00:40), жгущим наши танки батальонами в 1943, 1944 и даже, видимо, в 1945 годах, является достойной данью памяти героям войны?

Подлинно невероятных, непостижимых простым человеческим разумом и сознанием явлений в ту войну было ровно два.

Первое - лютая, нечеловеческая, звериная ненависть «сверхчеловеков» к русскому, советскому, и тот объём худших человеческих качеств, который Гитлеру и гитлеровцам удалось высвободить из немцев и вставших на их сторону людей.

Второе - массовый героизм советских солдат, стойкость и мужество всех, кто обеспечивал Победу на фронте, в нашем и немецком тылу. Под руководством известно кого: партии большевиков и Верховного Главнокомандующего, продемонстрировавшего в той войне ничуть не меньшее мужество, чем его соотечественники.

Тем, кто мыслит чёрно-белыми либеральными категориями, невдомёк, что военачальники и полководцы тоже проявляют отвагу и мужество, просто они проявляются в других категориях.

На ход войны повлиял целый ряд битв и сражений, каждое из которых отнюдь не было мистическим.

Упорнейшая оборона, иной раз в безнадёжных для данной конкретной части или соединения обстоятельствах, тормозившая каток немецкого блицкрига. Ведь блицкриг, фактически, рухнул уже к Смоленску.

Московская битва продемонстрировала миру и нашу стойкость, способность стоять в непробиваемой обороне, и одерживать над немцами стратегические победы.

Тяжёлое лето 1942 года, и - Сталинград. Снова упорнейшая оборона и, впервые в войне - тотальный разгром огромной вражеской армии, мощный удар, потрясший самоё Германию и подорвавший весьма высокий боевой дух врага.

Грандиозная Курская битва, после которой стратегическая инициатива окончательно покинула немцев.

10 знаменитых сталинских ударов 1944 года. Чего стоила одна только операция «Багратион», в которой немцы за месяц понесли примерно такие же потери, каковые им нанёс весь «второй фронт» за всё время боевых действий в Европе. Кстати, наши потери в этой операции также сопоставимы с потерями союзников - это к вопросу о «заваливании телами». Только для нас это была одна из целого ряда операций по разгрому врага.

Однако режиссёр Шахназаров устраивает нам из Великой Отечественной войны артхаус. Страшного врага олицетворяет волшебный танк… и внезапный Гитлер в последних кадрах. Да и наша окончательная победа, оказывается, зависит от того, сожжёт ли всё-таки нечеловек Найдёнов этого Тигра.

Есть подозрение, что, дав нам прослушать Гитлера и показав уехавшего в бескрайнюю даль Найдёнова (без экипажа, но к концу фильма это ему, видимо, уже не важно и не нужно), режиссёр, предполагая, что зритель политически грамотен, говорит нам, вторя Гитлеру: «А война-то и не кончилась».



Нелюдь Найдёнов умчался в дым кончать войну и Белый Тигр.

Война, действительно, не кончилась. Потому что наследники Гитлера и Гёббельса в какой уже раз пытаются пересматривать её итоги, красить красное в чёрное или коричневое, уравнивать Гитлера со Сталиным, уничтожая национальную идентичность русского народа вслед за тем, как им удалось уничтожить вполне успешно формировавшийся наднациональный - советский - народ.

Она не кончилась ещё и потому, что некоторые творцы наводят метафизику на вполне реальные, истинные события и явления.

Мы победили не потому, что в танках и самолётах, в окопах и на палубах кораблей у нас воевали «порождения войны» вроде Ивана Найдёнова.

Победили советские люди. Настоящие, живые, реальные. Беспартийные и коммунисты. Рядовые и генералы. И Верховный Главнокомандующий вместе с ними. И на их пути к Победе было немало удивительных и потрясающих подвигов. Настоящих. Честных. Без метафизики, мистики и говна.

4. Победители

Раз уж речь про танки, вспомним танкистов.

4.1. Прекрасный фильм вышел бы из истории танка «Победитель».

Сначала вступившие в сговор лауреаты Сталинской премии за 1942 год, поэт и писатель Виктор Михайлович Гусев (между прочим, за сценарий комедии «Свинарка и пастух»), поэт Сергей Михалков, художники Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов), поэт Николай Семёнович Тихонов и поэт Самуил Яковлевич Маршак на полученные в качестве премии деньги купили для родной Красной Армии танк КВ-1 и передали его в одно из танковых соединений, где для него подобрали опытный экипаж под командованием лейтенанта Хорошилова.

Танк окрестили «Беспощадным». Кукрыниксы нарисовали на башне злую карикатуру: красный танк в упор стрелял по Гитлеру, отчего тот разлетался на смешные кусочки. Маршак сочинил стихотворный девиз, который был написан на башне танка:
Штурмовой огонь веди,
Наш тяжёлый танк,
В тыл фашисту заходи,
Бей его во фланг!
Экипаж бесстрашный твой,
Не смыкая глаз,
Выполняет боевой
Сталинский приказ.Творцы долго переписывались с экипажем. С конца лета 1942 года танк прошёл с боями не одну сотню километров.
16 августа 1942. В 12:00 … д. Слободка была занята. Особенно отличились в боях за д. Ожигово, Слободка, Жуково экипаж танка «Беспощадный». Он уничтожил 3 миномета, 11 пулемётов, 5 бронемашин, два танка, 9 танкеток-тягачей, 3 мотоцикла, 9 автомашин, 7 ПТО, склад боеприпасов.
1 марта 1943 года в тяжёлом бою танк был подбит и подожжён, но экипаж не вышел из атаки.
Старший мехвод Егор Царапин вспоминал:
... Пылающий, как факел, «Беспощадный» мчится на артиллерийскую батарею врага. Экипаж горит, но продолжает атаку, не замечая боли от ожогов. Двадцать, десять метров, и вот уже орудия вражеской батареи ломятся под гусеницами тяжёлого танка. Только потом стали тушить огонь. У меня обгорела спина, разбита нога, переломаны три ребра. У Егорова не действует правая рука. Филиппов хочет меня выручить и сесть за рычаги, но это у него не получается: у самого обгорела поясница. Кое-как потушили на себе пламя. У экипажа комбинезоны изодраны до основания, сквозь лохмотья видны плохо перевязанные и кровоточащие раны. Кричу Фатееву, мол, ты совсем обуглился, а он в ответ: «Выводи машину!» И мы, собрав последние остатки сил, вновь рванулись вперёд, сбив по пути фашистский танк. Пока добрались к своим, Фатеев скончался. Не было в живых и Павла Хорошилова. Похоронили их вместе.


Около прибывшего в ремонт танка «Беспощадный» Н.Соколов, Н.Тихонов, П.Крылов, М.Куприянов, С.Маршак и С.Михалков разговаривают с его младшим механиком-водителем Филипповым.

Танк отправился в капитальный ремонт - который отчасти «спонсировали» «отцы» танка. «Беспощадный» с обновлённым экипажем дошёл до Белоруссии и погиб 31 августа 1943 года, провоевав чуть больше года. Не подлежащий восстановлению танк до 1948 года хранился на заводе «Серп и молот». К сожалению, его всё-таки отправили в переплавку.

А дошедший до Победы старший мехвод Егор Царапин продолжил дружбу с деятелями советской культуры. Приезжая в Москву, он не раз встречался с Кукрыниксами, заходил в гости и к Сергею Михалкову (который, как видите, для своей Советской Родины не только гимны с баснями писал).

Кстати, в 1943 году в Фонд обороны перечислили свои Сталинские премии более 50 лауреатов.


4.2. Великолепное захватывающее кинополотно могло бы получиться из боевой судьбы лейтенанта, дослужившегося впоследствии до генерал-лейтенанта, Александра Мнацаканова. Прославился он, воюя на «тридцатьчетвёрке» и, кстати, немножко на Тигре.

Это он под городком Каменск, выпрыгнув из подожжённой немецкими артиллеристами в упор машины, вместе со своим горящим экипажем забросал гранатами и вырезал кинжалами расчёт вражеской пушки. Танкисты развернули орудие и открыли огонь по врагу.

Это под его командованием небольшая сборная команда танков и самоходок пошла в авангарде нашего наступления при окончательном прорыве блокады Ленинграда, прорывая рубеж за рубежом немецкой обороны где хитростью и манёвром, а где от безвыходности и нахальством. Именно в этом рейде он на своём Т-34 сошёлся с настоящим Тигром в рукопашной, закружил его в исполинском вальсе и… когда туша Тигра беспомощно увязла в кювете, взял в плен его экипаж, а заодно сидевших в танке офицеров штаба одного из отступавших немецких полков, да со всей документацией.

Это он набрал себе суперэкипаж и на этом самом захваченном Тигре отправился дальше в немецкий тыл перерезать врагам путь к отступлению. Место для перерезания было выбрано Мнацакановым настолько удачно, что наши сапёры потом трое суток расчищали дорогу, при помощи трофейного гиганта наглухо забитую уничтоженной вражеской техникой.

В этом рейде Мнацаканов получил две контузии и отправился на лечение. Золотая Звезда нашла его потом. Кстати, после лечения на фронт он уже не вернулся, его направили в Академию. Во второй половине войны командование берегло и отбирало способных офицеров для учёбы с прицелом на долгую послевоенную службу.

4.3. Выдающийся подвиг совершил экипаж танка КВ-1 под командованием лейтенанта Тимофеева. Дело было в Крыму в начале 1942 года.

27 февраля 1942 года, сопровождая неудачную атаку пехоты, танк Тимофеева ушёл вперёд и подорвался на мине в нескольких десятках метров от немецкого переднего края. Эвакуировать танк не удалось. Машина оказалась обездвижена, но не обезоружена. Несмотря на разрешение командования покинуть машину, экипаж провёл в превратившейся в стальной холодильник машине 17 суток.

Танкисты внимательно изучили передний край немцев и передали данные своим, обеспечив успех артподготовки очередной атаки, которая на данном участке фронта случилась 16 марта. Поддерживая атаку, которая на сей раз увенчалась успехом, танкисты из неподвижного танка уничтожили 3 ДЗОТа, 2 пулемёта и до 60 гитлеровцев.

Членам экипажа пришлось лечиться - переохлаждение, истощение, отёки ног из-за неподвижности; танк же вернули в строй за пару дней. Командир танка был награждён орденом Красного знамени, члены экипажа также получили ордена и медали. Война впереди была ещё долгая; точно известно, что до Победы дошёл один из пяти, старший мехвод Останин. Трое погибли на фронте в разное время, судьба одного пока не выяснена.

4.4. Схожий подвиг совершили на Т-34 перед новым, 1944 годом танкисты 118-й танковой бригады 3-й Ударной армии 2-го Прибалтийского фронта. 17 декабря 1943 года 16 танков батальона пошли в атаку у деревни Демешково под Невелем. В атаке сгорели 6 «тридцатьчетвёрок», три были подбиты, три вышли из строя по техническим причинам и одна - лейтенанта Ткаченко - пропала без вести.

Танк Ткаченко прорвался почти вплотную к немецкой линии обороны, но наглухо завяз в заснеженной заболоченной лощине. Пытаясь вытащить танк и отбиваясь от немцев, танкисты гибли: был смертельно ранен командир танка Ткаченко, погиб башнёр Ковлюгин, мехвод Безукладников. В помощь оставшемуся в одиночестве стрелку-радисту сержанту Чернышенко пробрался мехвод старший сержант Соколов, получивший в пути серьёзное ранение.

Стронуть севший на брюхо танк они так и не смогли. Покинуть исправную машину с почти полным боезапасом - не позволило чувство долга. Алексей Соколов и Виктор Чернышенко, русский и украинец, спали по очереди, отстреливались от немцев из пушки и пулемётов. Снаряды и диски к пулемётам кончились 29 декабря (несколько банок тушёнки из НЗ, сухари и небольшой кусочек сала - и того раньше; пили танкисты поступающую в танк болотную воду).

А 30 декабря наши всё же вышибли немцев из этой местности. Находившийся в лощине танк сразу не был замечен; у Чернышенко хватило сил бросить одну из последних гранат и взрывом привлечь внимание к танку; говорить он уже не мог. Обмороженных и предельно истощённых танкистов доставили в госпиталь, где Соколов умер на следующий день; Чернышенко пришлось ампутировать обе ноги, он больше года лечился. Кстати, потом встал на протезы и, окончив юридический, много лет работал народным судьёй в Челябинске, где и умер в 1997 году. Обоим танкистам было присвоено звание Героя Советского Союза.

4.4. Разные подвиги танкистов

Первый прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 года осуществлялся при поддержке «сверхлёгких» танков Т-60, которые везли в Питер на баржах, вкопанными в уголь. Экипаж комроты лейтенанта Осатюка (в составе самого лейтенанта да мехвода старшины Макаренкова) в разведке напоролся на три «полновесных» немецких танка, «закружил» их в вальсе и вывел под огонь нашей артиллерии, уничтожившей несколько машин врага. После чего Осатюк вернулся к своим и уничтожил ещё до батальона пехоты врага.

Да, обнаруженные недавно данные гласят, что он «танцевал» не с Тиграми, а с «обычными трёшками», PzKpfw III. Однако на самом деле тем круче подвиг танкистов: ведь немецкая «трёшка» намного легче и манёвреннее, а, значит, была для нашей «шестидесятки» гораздо более опасным противником, всё равно оставаясь почти непоражаемой.


Нашла своё подтверждение история так называемого «расейняйского КВ», который почти на сутки заблокировал продвижение вперёд танковой группы Рауса из 6-й ТД вермахта. КВ-1 оседлал важную дорогу, разгромил автоколонну, уничтожив 12 грузовиков, несколько противотанковых пушек, из которых немцы пытались его уничтожить, и одну 88-мм зенитку, подтянутую немцами на расправу с танком.

И только устроив целый спектакль с привлечением нескольких танков, немцы сумели отвлечь внимание танкистов, замаскировать на близком расстоянии ещё две мощные зенитки и расстрелять его в упор.
Дело происходило в тяжелейшее время - 24-25 июня 1941 года у речки Дубиса на литовской земле.

На экран просится боевая судьба Павла Даниловича Гудзя. Лейтенант Гудзь, командир танка КВ, ещё 22 июня 1941 года уничтожил немецкий танк таранным ударом. 7 ноября 1941 он проводит свой КВ по Красной площади (есть фотография его в танке у памятника Пушкину).

В начале декабря 1941 года под Москвой танк Гудзя провёл сложный трёхчасовой бой с немцами, уничтожил 10 вражеских танков, на броне танкисты насчитали 29 попаданий вражеских снарядов.
Под Сталинградом старлей Гудзь тяжело ранен: в него попало сразу шесть осколков и две пули.
В Запорожье в районе Днепрогэса КВ Гудзя был подбит. Двое членов экипажа погибли, а Павел Данилович получил тяжёлое ранение. У него была повреждена левая ключица и раздроблена кисть левой руки. Отрезав мешавшие двигаться остатки кисти ножом, из уже подбитой машины Гудзь уничтожил два немецких танка. После повторного попадания в КВ, его, потерявшего сознание, вытащил механик-водитель.

После госпиталя, получив протез руки, он снова вернулся на фронт, и уже в апреле 1944 года вновь вступил в командование 5-м отдельным гвардейским тяжёлым танковым полком. А в мае 1944 года был П. Д. Гудзь зачислен слушателем командного факультета Военной академии бронетанковых войск (подобно Мнацаканову). Гудзь больше 25 раз проходил парадом по Красной площади, стал крупным теоретиком танкового дела, профессором, доктором наук, написал более 300 работ. Генерал-полковник Гудзь умер в 88 лет, в 2008. Настоящая, невыдуманная, честная жизнь-подвиг во имя Родины.

Можно было показать подвиги асов Дмитрия Лавриненко (в 28 боях уничтожил 52 немецких танка - это рекорд РККА), Ивана Любушкина (на счету 20 танков), Зиновия Колобанова (уничтожил 22 танка в одном бою из засады, а всего в том бою - 20 августа 1941 года - его рота подбила 43 танка).

Последний подвиг неизвестного советского героя описывает немецкий артиллерист-противотанкист:
«Во время атаки мы наткнулись на лёгкий русский танк Т-26, мы тут же его щёлкнули прямо из 37-миллиметровки. Когда мы стали приближаться, из люка башни высунулся по пояс русский и открыл по нам стрельбу из пистолета. Вскоре выяснилось, что он был без ног, их ему оторвало, когда танк был подбит. И, невзирая на это, он палил по нам из пистолета!»
Цитата - по книге английского историка Роберт Кершоу «1941 год глазами немцев. Берёзовые кресты вместо железных».

Трагедию великой народной войны можно было бы прекрасно показать на примере истории колхозников из Чувашии Ширмановых. 1 июня 1943 года Мария Филипповна и Илья Андреевич Ширмановы подарили своему сыну-наводчику Андрею построенный на их деньги танк. Через год наводчик старший сержант Ширманов с товарищами по экипажу сгорел в подаренном родителями танке в бою под Черновцами.



На фотографии, сделанной при вручении подарка предположительно 1 июня 1943 года, Андрей Ширманов сидит между родителями.

И никакой метафизики.

Сила духа, воли, любовь к жизни и святая любовь к Родине. И вера была у них, у победителей, тоже без метафизики - в Родину. В то, что наши сильнее. Что если наши и ушли, они обязательно вернутся. И победят.

Режиссёр Шахназаров попытался сделать из говна конфетку, по мере сил смешав исходное говно с мёдом (в фильме мы всё же не увидели описанных Бояшовым тотального мародёрства, всеобщей ебли слабого пола похотливыми красноармейцами и дебилов-коммунистов).

Но.
Даже если на килограмм говна взять два килограмма мёда - в результате три килограмма мёда всё равно не получатся.

Что с огромным успехом и доказало «кинополотно» режиссёра Шахназарова.

С учётом всего вышесказанного считаю «Белый Тигр» оскорблением памяти погибших за Победу и всего поколения победителей.

P.S. из 2016 года:
Режиссёр Шахназаров потратил на свой, как некоторые объясняют, «артхаус» не свои и отнюдь не артхаусные 11 миллионов долларов. В прокате, несмотря на все ухищрения, удалось собрать всего 7,2 млн.

Мини-перечень реальных подвигов танкистов я привёл для понимания, на какой роскошной фактологической базе мог бы заняться реалистической типизацией настоящего героизма талантливый мастер кинематографа. Причину, по которой взрослые люди предпочли превратить тему Великой Отечественной войны в дешёвый фэнтэзи-трэш, понять не могу.

А вот причину, по которой трэш на священные для народа темы вызывает отторжение, и всё больше людей хотят видеть (и снимать!) честные фильмы про настоящих победителей - понимаю.

Если мой пост вам понравился, вы можете поблагодарить меня за мой труд любым доступным способом.

кино, Великая Отечественная

Previous post Next post
Up