Последние два дня я начал замечать, что моя практика стала какой-то механической. В смысле, вроде все как обычно, - направляю ум на кончик носа, удерживаю его там, когда возникают блуждающие мысли, я отпускаю напряжение в уме и теле. Но сегодня, произошло нечто необычное. Моя практика приобрела большую глубину.
Обо всем по-порядку. Накануне мне пришел комментарий на запись от 26 февраля от пользователя
kybertek. Вроде бы ничего особенного, человек интересуется, вопросы задает... Но, когда я начал реорганизовывать свой опыт, чтобы составить наиболее полный ответ, меня осенило. В нашей беседе речь шла о нелинейности я-сознания и назначения медитации для активации воспоминания. В моем
ответе(последние две записи в комментариях) я упомянул, что Гаутама Будда говорил о том, чистая природа ума изначально присуща каждому живому существу, и что она проявляет себя ежесекундно в виде того, что мы воспринимаем.
Хотя, я и раньше знал то, о чем писал в своем ответе, но сейчас обрел большую глубину понимания. Это понимание заставило меня по-другому отнестись к медитации. Теперь я практикую не достижение чего-то, но постижение.
С методической точки зрения, все осталось как прежде. Изменилось мое настроение, отношение. Раньше я сидел, удерживая ум на объекте медитации, и ждал, когда наступит пратьяхара или дхарана, а может быть дхьяна. Но сегодня все изменилось.
Встал я как обычно. Свершив естественные нужды, сел практиковать, как обычно. Как обычно выполнил подготовительные упражнения. После всех приготовлений я направил ум на кончик носа, четко памятуя о том, что он является ничем иным, как проявлением моего ума, который, собственно, я и пытаюсь узреть в своих медитациях. Нужно только смотреть внимательнее... Еще внимательнее... Следующее, что я воспринял, - это то, как я прихожу в себя от того, что звенит будильник.
Я встал, выключил будильник, и на меня обрушилось осознание того, что я делал. Во время практики у меня не было мыслей о том, что я смотрю на кончик носа! Вместо этого присутствовало некое настроение, которое словами можно передать примерно так: "Я - сама внимательность". Отсутствовал также мой любимый внутренний диалог, который обычно твердил мне, что и как делать. Я не знаю, ощущал ли я себя парящим. Также не знаю, становилось ли мое дыхание тонким, как это обычно происходит во время практики. Мой ум, казалось вышел за пределы существования или не-существования этих ощущений. Также я совсем не ощущал хода времени. Вроде бы я сел, расслабился, закрыл глаза, открыл глаза, встал. Но с другой стороны, у меня есть ощущение, что я провел в этом состоянии вечность.
Весь день после этого, я напоминал себе о том, что встречаемые мною явления есть ничто иное, как проявления моего ума, и что необходимо быть очень внимательным к тому, что происходит, чтобы не пропустить нечто непознаваемое. Моя осознанность сохранялась обостренной почти до вечера, пока мои старые привычки не взяли верх, и я снова стал таким, каким привык себя ощущать.