Японская литература

Sep 23, 2013 06:54


Originally published at NIPPON CULTURE. You can comment here or there.




Японская литература насчитывает более чем тысячелетнюю историю. Одним из первых и самых крупных памятников древнеяпонского литературного искусства являются «Кодзики» или «Записи о деяниях древности» (712 г.), которые в свою очередь включают в себя «Нихонги» («Анналы Японии») и «Кудзики» («Записи о минувших делах»), тем самым являясь синтоистским троекнижием. В ранний период развития японские произведения часто писались на китайском языке, поскольку испытывали очень сильное китайское влияние. К минимуму оно свелось только в XIX веке, однако на смену ему пришел диалог с европейской литературой.

Особой популярностью у японцев всегда пользовался поэтический жанр. Его традиции вырастали из повседневной жизни, обычаев, празднеств, битв, культа предков и сил природы. В те древние времена все пространство обожествлялось, поэтому и поэзия была наполнена жизнерадостностью и благоговейным отношением к природе.

Первой антологией японской поэзии считается «Манъёсю» или «Собрание мириад листьев» (VIII в.), состоящая из двадцати книг-свитков. Именно в ней начинают формироваться размер стиха и основные поэтические формы. Здесь нашла свое отражение танка - древняя поэтическая форма, называемая «короткой песней», поскольку является пятистишием, где чередуются стихи в 5.7.5.7.7 слогов.

К концу VIII века в связи с перенесением столицы в город Хэйан (современный Киото) для японской поэзии наступила новая эпоха - преобладание китайского языка. Однако «Манъёсю» все равно оставалось популярным.

В IX веке появилась новая антология японской поэзии «Кокинсю», ознаменовав очередной расцвет литературного искусства. Танка в тот период для японцев была не только высоким искусством, но и частью жизни. Японцы любили всяческие состязания, шутки, любовные высказывания. И все это было с танка.

Со временем цензура стала делить танка на два полустишия: в три и два стиха. Однако обычай все равно брал свое, и эти полустишия складывали, а потом еще и добавляли новые. Так появилась рэнга.

В XVI рэнга приобрела шуточный характер и полюбилась третьему сословию. Вскоре первое трёхстишие рэнга стало самостоятельным, и образовалось хокку, которое поначалу было низким жанром. В XVII веке странствующий монах Мацуо Басё создал новый стиль, объединив шуточные и серьёзные хокку. Он многое черпал и из классической танка. Кроме того, будучи дзен-буддистом, Басё привнес в поэзию хокку любовь ко всему живому, как скорбь и печаль, так и принятие всего земного мира.

Литература

Previous post Next post
Up