Такие ключевые азиатские страны, как Япония, Сингапур, Южная Корея, а также Китай и Индия являются участниками Арктического совета, призванного участвовать в разработке энергетических ресурсов и исследований в области изменения климата на полярном севере. Кроме того, интерес представляет увеличение доступности торгового судоходства в северных водах.
Прогрессивное открытие Северного морского пути (СМП) выше северного края Евразии имеет широко идущие перспективы. Использование СМП имеет потенциал резко уменьшить расстояния, затраты и время доставок между северной Европой и Восточной Азией.
В нынешних условиях доставка между крупными японскими и южнокорейскими портами (Токио и Пусан) и портами северной Европы (Роттердам и Гамбург) проходит через ряд мест с интенсивным движением (например, Суэцкий канал и Малаккский пролив). Морские коммуникации, соединяющие Красное море с Индийским океаном, проходят между разделяемой спорами Сомали и неустойчивым Йеменом, то есть международные перевозки потенциально могут столкнуться с рисками безопасности в Аденском заливе как сейчас, так и в будущем. По прогнозам в Арктике становится все теплее, что может сделать Европейско-Азиатские перевозки более практичными.
Первоначальные оценки показывают, что 40-дневный рейс в 22 тыс. км из северной Европы в Восточную Азию (через Суэцкий канал и Малаккский пролив) можно сократить до 30-дневного в 15 тыс. км, если плыть через СМП. Такое сокращение в сочетании с отсутствием угроз безопасности заставляет Японию и Южную Корею рассматривать СМП как альтернативу старым путям и возможность сделать новые выгодные инвестиции. Япония уже провела несколько тестовых рейсов. Южная Корея, тем временем, расширяет планы помощи России в модернизации портовой инфраструктуры вдоль северного побережья. Планируется, что уже к 2050 году площадь ледового покрова снизится до такой степени, что судам, проходящие по СМП, не понадобятся ледоколы для прохождения в июне, июле, августе и сентябре.
По материалам информационного агентства
yaponia.biz