О кризисе фундаментальной науки
Причина кризиса детерминизма состоит в невозможности создания непротиворечивой теории, которая стала бы теорией всего на самом деле противоречивого мира. Детерминизм способен создать теории только одной из сторон противоречия, что недостаточно для построения картины противоречивого мира. Например, общая теория относительности есть теория протяжённости, а квантовая теория есть теория прерывистости. Эмпирика приходит к физическому пределу исследований. Попытка математики построить единую теорию на основе теории множеств тоже упёрлась в противоречие протяжённость и прерывистость (континуум и дискретность). Детерминизм неизбежно в конце концов приводит к идее бога (или к идее пантеизма), который был настолько мудр, что создал предпосылки, которые разворачиваются в теории. Например, теория суперструн и М-теория предполагают выбор из десяти в пятисотой степени таких предпосылок или параметров. Но беда детерминистов в том, что богу всегда противостоит дьявол, как закону всегда противостоит случай.
Поэтому следует переходить к противоречивой картине мира. Восходя вверх по картине мира мы переходим из БЫТИЯ к КОСМОСУ, а затем к БЕСКОНЕЧНОСТИ. Бесконечность можно представить в виде числовой оси - она не имеет ни начала, ни конца и имеет в каждой точке бесконечную глубину (числовую ось), а каждая точка этой глубины тоже открывает бесконечность и так далее до бесконечности. Бесконечность содержит бесконечное число возможностей в рамках противоречия беспорядок - системность. Развитие этого противоречия приводит к антагонизму БЕСКОНЕЧНОСТИ, к КОСМОСУ с противоречием упорядочивание - свобода. Аналогично, антагонизм КОСМОСА есть БЫТИЕ с противоречием развитие - взаимосвязь, антагонизм БЫТИЯ есть Виртуальность с противоречием закон - случай, антагонизм Виртуальности есть Вероятность с противоречием единичное событие - общий результат. В гармонии Виртуальности общий результат занимает положение примата в противоречии, выражая примат закона над случаем. Из гармонии Виртуальности происходит переход в гармонию БЫТИЯ, то есть к Материи. в которой развитие возвращает примат над взаимосвязью в виде противоречия действительности над возможностью или, другими словами, в виде противоречия материального над идеальным. Материя возникла в ходе революционного раздвоения Виртуальности при переходе Вероятности в гармонию Виртуальности. Материя обречена взаимодействовать с остатком Виртуальности после раздвоения исходной Виртуальности.
БЕСКОНЕЧНОСТЬ: противоречие беспорядок - системность;
антагонизм БЕСКОНЕЧНОСТИ: КОСМОС: противоречие упорядочивание - свобода;
антагонизм КОСМОСА: БЫТИЕ: противоречие развитие - взаимосвязь;
антагонизм БЫТИЯ: Виртуальность: противоречие закон - случай;
антагонизм Виртуальности: Вероятность: противоречие единичное событие - общий результат.
Так как Материя есть гармония БЫТИЯ и образовалась в результате революционного раздвоения БЫТИЯ (Большой Взрыв). то мы погружены в противоречие Материя - Виртуальность. Правильнее представлять Материю как конденсат на трёхмерное пространство. Отсюда следует вывод, что при переходе от антагонизма к гармонии происходит скачкообразное падение энтропии, а при переходе от становления к антагонизму - скачкообразное увеличение энтропии.
Невозможность согласовать общую теорию относительности и квантовую теорию, примирить протяжённость и прерывистость, объясняются противоречием Виртуальность - Материя. Несомненно, гравитация и инерция есть проявление Виртуальности в Материи, также как само пространство и распространение в нём гравитационных и электромагнитных волн, а также тёмная материя и тёмная энергия.
Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении (Ленин). Кем данная? Общественной практикой! Практика выступает заказчиком, поэтому практика - критерий истины. Всё остальное, что не имеет отношения к практике - это домыслы, то есть виртуальность или информационный шум. Поэтому общественная практика замыкает практику познания на себя, что не хорошо, так как превращает общественную практику в закрытую систему. Поэтому есть только один выход в открытую систему - установить примат практики познания над общественной практикой, то есть перейти к ноосфере как гармонии Живой Материи. Практика познания в ноосфере займётся синтезом знания на основе эмпирики и анализа в социосфере.
Глобальный вывод. Противоречивость развития определяется исходной противоречивостью мира, а развитие есть всего лишь эпизод эволюции бесконечного мира. Системное качество заставляет бесконечность создавать КОСМОС. Унаследует ли он бесконечность? В бесконечности беспорядка нет запретов. Поэтому в бесконечности должно быть бесконечное число бесконечных космосов, который могут пересекаться друг с другом и даже взаимодействовать друг с другом, если это не запрещает системное качество. Судя по развитию в сети конкретных противоречий масштаб последующих этапов развития сильно падает. Например, сравним масштаб Неживой Материи и Живой Материи. Для последующего этапа развития масштаб предыдущего этапа представляется бесконечным.
"они считают вашу веру (атеизм) видом религии"
В самом деле, на отрицании ничего нельзя построить, а значит отрицание бога есть его утверждение, хотя и в форме отрицания. Ибо нельзя отрицать несуществующее, а всякому отрицанию предшествует утверждение. Итак, в основе всякого мировоззрения лежит утверждение. Детерминизм создаёт теории на основе так называемых фактов, не осознавая при этом, что факты есть идеальные конструкции, отражающие практику, то есть отражающие действительность. В этом отношении Платон был прав, когда говорил о тенях на стене пещеры, по которым мы познаём открытый мир. Именно идеальная основа научных фактов приводит детерминизм к богу или как высшее достижение разума - к антропному принципу. В результате разум приходит к самому себе. Высший разум должен быть настолько разумен, чтобы подобрать необходимую для существования человека комбинацию параметров для того, чтобы человек мог познавать созданный для него мир. Например, весьма известный математик и общественный деятель Алексей Савватеев прямо говорит, что он верит в бога потому, что только бог мог создать такие замечательные математические зависимости, закономерности и связи в бесконечном ряду натуральных чисел. Но здесь надо осознавать, что ряд натуральных чисел есть идеальная конструкция, ведь не существует одинаковых вещей, ибо каждая вещь уникальна даже в силу того, что она занимает уникальное место в пространстве. Также надо осознавать, что бесконечному ряду натуральных чисел присвоено определённое системное качество, которое и производит наблюдаемые замечательные свойства ряда. Следовательно, вместо атеизма следует верить в исходную бесконечность с противоречием беспорядок против системности.
Древние греки догадались первыми, что вначале был беспорядок. Древние греки уникальные люди. Вся философия началась из древнегреческой мифологии. Истоки схоластики, которая породила науку, также находятся у неоплатоников. Эпикур завершил древнегреческую философию, соединив линию Платона и Демокрита (Ленин). Разум Эпикур считал полностью зависимым от ощущений (сравни: бытие определяет сознание). Вселенная беспредельна, представляет собой результат столкновения и разъединения атомов, в ней бесконечное количество миров. В противовес жёсткому детерминисту Демокриту Эпикур считал атомы способными произвольно отклоняться от закономерных траекторий. Маркс в самопроизвольном отклонении атомов увидел элементы диалектики, рассматривая его как диалектический принцип самодвижения и истоки свободы воли. Здесь надо заметить, что самопроизвольное отклонение атомов есть следствие бесконечности мира. Теории струн, суперструн, М-теория и теория мембран приближаются к Вселенной Эпикура с тем отличием, что никакая теория не может объять бесконечность, ибо нельзя объять необъятное (Козьма Прутков). Бесконечный беспорядок может существовать только как противоречие беспорядка и системности.
Так как в начале есть беспорядок, то примат в противоречии прерывистость - протяжённость принадлежит прерывистости (дискретности). Тогда как протяжённость (континуум) обязана системности. Отсюда следует, что квантовая механика и общая теория относительности будут сосуществовать в трёхмерном пространстве Материи. Причём общая теория относительности есть проекция в трёхмерное пространство Материи примата протяжённости над прерывистостью из четырёхмерной Виртуальности, которая является антагонизмом БЫТИЯ и в которой исходный примат прерывистости уступил примату протяжённости.
Квантовая физика довела прерывистость до теории струн и т.п., но так и не смогла вывести из неё протяжённость. Протяжённость - это среда, в которой протекают волновые явления - гравитация, инерция, электромагнетизм, сохранение энергии, симметрия и всякое движение. С данной проблемой столкнулась математика, попытавшись с помощью теории множеств избавиться от противоречия прерывистости и протяжённости (линия есть множество точек), но безуспешно, так как такой переход возможен только виртуально, через бесконечность. Эту проблему изучали ещё древние греки (апории Зенона). Можно предполагать, любые логические парадоксы сводятся к данному противоречию.
Итак, определилось противоречие - прерывистость как отдельное и протяжённость как всеобщее. Как всякие противоположности, их нельзя свести к одной из них и, посему, теория развития мироздания должна быть противоречива, но при этом примат должен принадлежать либо протяжённости, либо прерывистости. Согласно теории развития возникшее новое имеет определённые преимущества перед предыдущим единством, иначе оно бы не возникло. Новое, возникающее из старого, обладает большими реализованными возможностями в отличие от старого с его большими потенциальными возможностями. В силу этого прерывистость обладает приматом относительно протяжённости, ибо образующееся новое разрывает протяжённость старого. Новое, возникающее из старого, превращается в отдельное для старого.
Предыдущее единство (ПОКОЙ с противоречием системное качество - движение) раздвоилось на протяжённость и прерывистость (БЫТИЕ). Как и всякое противоречие, в своём развитии оно проходит этапы становления, антагонизма и гармонии. На этапе становления (Хаос) протяжённость оказалась под давлением прерывистости и в стремлении завоевать примат использовала свой нераскрытый потенциал и уже на этапе антагонизма (Виртуальность) достигла косвенного примата над прерывистостью в форме всеобщей связи или всеобщей взаимозависимости. При скачке в гармонию (Материя) с раздвоением возникла новообразованная Вселенная, в которой противоречие прерывистости и протяжённости достигло гармонии в форме примата развития над всеобщей связью. Новообразованной Вселенной вследствие раздвоения антагонизма противостоит то, что осталось от антагонизма после выделения Вселенной. В развитии осуществляется примат прерывистости над протяжённостью, но этот примат вынужден учитывать всеобщую связь, так как Материя есть синтез Хаоса и Виртуальности.
В итоге следует вывод, что парадигма познания должна избавиться от односторонности и перейти к осознанию противоречивости мироздания и в качестве исходного пункта познания принять примат развития над всеобщей связью. Абстрактное мышление пытается избежать противоречивости мироздания, пытается избежать когнитивного диссонанса путём создания жёсткой иерархии понятий (закрытая система), которая ограничивает познание. Всякое новое знание фильтруется или блокируется до тех пор, пока необходимость становится неизбежной. Абстрактное мышление по С.В.Савельеву подчиняется биологическому (лимбической системе ), поэтому всегда стремится к ограничению своей деятельности биологическими запросами и превращению, таким образом, в закрытую систему с минимумом энергии. И только воздействия социального через лобные области неокортекса выводят абстрактное мышление из равновесия и делают его открытой системой путём постоянного создания когнитивного диссонанса. Познание осуществляется посредством постоянного преодоления когнитивного диссонанса - преодоление одного противоречия открывает новое противоречие, в результате абстрактное мышление становится противоречивым и, следовательно, познающий человек научается мыслить противоречиями.
25.11.2023