Конвергенция вызывает дивергенцию

Sep 13, 2023 17:42

Развитие как появление нового есть дивергенция - раздвоение единого и взаимодействие возникших противоположностей (Ленин). А конвергенция есть отрицание дивергенции. Причём такое отрицание, в котором новая противоположность, возникшая из исходного единого, подпадает под власть старой противоположности, которая представляет собой остаток исходного единого после выделения из него новой противоположности. Итак, дивергенция есть раздвоение, а конвергенция - соединение несоединимого (рыба-кит), соединение противоположностей. Раздвоение исходного единого происходит потому, что оно представляет собой противоречие, то есть исходное единое также есть единство и борьба противоположностей. Следовательно, развитие следует понимать как развитие сети противоречий.

Взаимоотношения и борьбу противоположностей противоречия описывает теория развития. Развитие противоречия проходит три этапа - становление, антагонизм, гармония. Конвергенция происходит на стадии антагонизма этапа гармонии, когда новая противоположность гармонии растратила свой потенциал развития и вынуждена использовать старую противоположность, унаследованную от антагонизма, временно уступив ей свой примат в противоречии.

Возникновение социосферы как антагонизма Живой Материи есть дивергенция биосферы с образованием противоречия - социальное против биологического. Эксплуататорский строй есть антагонизм социосферы. Феодализм есть антагонизм эксплуататорского строя. Абсолютизм есть гармония феодализма. Конвергенция антагонизма абсолютизма заключается в возврате к междоусобице, которая есть антагонизм феодализма. Капитализм есть гармония эксплуататорского строя. Аналогично, конвергенция антагонизма капитализма состоит в реставрации феодализма. Дивергенция антагонизма капитализма дала империализм как гармонию капитализма. Империализм является гармонией гармонии, а не гармонией антагонизма, как капитализм.

Коммунистический строй в качестве гармонии социосферы есть гармония антагонизма (гармония социосферы). Он образовался как дивергенция эксплуататорского строя с образованием противоречия коммунистический строй - эксплуататорский строй. Социализм как антагонизм коммунистического строя испытывает конвергенцию коммунистического и эксплуататорского строев. Дивергенция социализма даст коммунизм, то есть гармонию коммунистического строя, который станет гармонией гармонии.

Дивергенция эксплуататорского строя с выделением коммунистического строя прошла вслед за дивергенцией антагонизма капитализма с выделением империализма. Точно так же, по аналогии, дивергенция социосферы с выделением ноосферы пройдёт вслед за дивергенцией социализма с выделением коммунизма. Следовательно, конвергенция антагонизма гармонии готовит переход к гармонии гармонии путём дивергенции антагонизма, погрязшего в конвергенции, и уже эта гармония гармонии взламывает антагонизм, который предшествует гармонии. В результате происходит окончательная победа гармонии над антагонизмом. Например, империализм взламывает феодализм, коммунизм вызовет распад эксплуататорского строя, и, предположительно, гармония абсолютизма вызвала распад междоусобицы. Но такая победа приводит к тому, что на обломках междоусобицы возникает капитализм с раздвоением феодализма, на обломках феодализма - коммунистический строй с раздвоением эксплуататорского строя и на обломках эксплуататорского строя - ноосфера с раздвоением социосферы.

Конвергенция преодолевается дивергенцией (отрицание отрицания) с раздвоением вследствие появления третьей силы, которую неизбежно производит сама конвергенция. Конвергенция антагонизма абсолютизма (стадия реставрации междоусобицы) произвела торговое третье сословие, которое стало третьей решающей силой в борьбе монархии и феодалов. Конвергенция в рамках антагонизма капитализма (стадия реставрации феодализма) произвела пролетариат в качестве третьей силы в борьбе торговцев с квазифеодальным государством. Конвергенция в рамках коммунистического строя (социализм - это реставрация эксплуататорского строя) произведёт когнитариат (разумных энтузиастов) в качестве третьей силы в борьбе бюрократов и олигархов, которая вызовет образование коммунизма, а затем станет решающей силой при переходе к ноосфере в результате дивергенции социосферы.

Рассматривая дивергенции в ходе развития Живой Материи на Земле можно выделить 12 до появления кроманьонцев и 8 до появления Разумной Материи.



Разгадка второго отрицания состоит в том, что сама конвергенция на этапе антагонизма гармонии для перехода к гармонии гармонии вследствие того, что противоположности противоречия вошли в клинч, вынуждена готовить внутри себя третью силу для своего отрицания, которое будет отрицанием отрицания в рамках гармонии. Но эта же третья сила станет зародышем новой системы. Например, стадия антагонизма гармонии междоусобицы феодализма оформила бюрократию, которая помогло установлению абсолютизма. Антагонизм абсолютизма узаконил третье сословие, но это же третье сословие способствовало дивергенции феодализма и установлению капитализма. Этап реставрации феодализма в капитализме произвёл рабочее движение и социал-демократию. Организованный пролетариат стал третьей силой в противоречии буржуазии и феодалов, благодаря которой произошёл переход к гармонии капитализма, к империализму (второе отрицание в рамках капитализма). Но такое же рабочее движение под руководством социал-демократии провело отрицание всего эксплуататорского строя, то есть произвело второе отрицание в рамках социосферы с образованием коммунистического строя.

Таким образом, третья сила производит второе отрицание в рамках гармонии, а затем и второе отрицание в рамках антагонизма высшего уровня, содержащего данную гармонию. Но откуда эта третья сила берёт потенциал развития? Берёт от становления, ибо выход из антагонизма в гармонию в результате отрицания отрицания есть возврат к примату нового над старым, подобного примату в становлении. Этот этап становления предшествует антагонизму, в рамках которого антагонизм гармонии испытывает конвергенцию.

Например, возникновение когнитариата определяется стремлением вернуться к примату становления Живой Материи (биосферы), к примату добычи информации над передачей информации. Образование рабочего движения есть стремление вернуться к примату становления социосферы, то есть к примату первобытной общины - примату социального над биологическим. Далее, образование третьего сословия торговцев, есть возврат к становлению экплуататорского строя, к рабовладению, а оформление бюрократии есть возврат к становлению феодализма, к феодальной пирамиде.

Ниже показаны схемы образования третьей силы.

Антагонизм (Живая Материя)-Антагонизм Живой Материи (социосфера) - Гармония социосферы (коммунистический строй) - антагонизм комстроя (конвергенция с эксплуататорским строем) - (возникновение когнитариата) - гармония комстроя (коммунизм).

Антагонизм Живой Материи (социосфера) - Антагонизм социосферы (эксплуататорский строй) - Гармония эксплуататорского строя (капитализм) - антагонизм капитализма (конвергенция с феодализмом) - (образование рабочего движения) - гармония капитализма (империализм).

Антагонизм социосферы (эксплуататорский строй) - Антагонизм эксплуататорского строя (феодализм) - Гармония феодализма (абсолютизм) -антагонизм абсолютизма (конвергенция с междоусобицей) - (образование третьего сословия, торговцев) - гармония абсолютизма.

Антагонизм эксплуататорского строя (феодализм) - Антагонизм феодализма (междоусобица) - Гармония междоусобицы - антагонизм гармонии междоусобицы (конвергенция с антагонизмом междоусобицы) - (оформление бюрократии) - гармония гармонии междоусобицы.

Антагонизм феодализма (междоусобица) - Антагонизм междоусобицы - Гармония антагонизма междоусобицы - антагонизм гармонии антагонизма междоусобицы (конвергенция с антагонизмом антагонизма междоусобицы) - (осознание свободы воли) - гармония гармонии антагонизма междоусобицы.

Итак, бюрократия сделала возможным абсолютизм, торговцы или третье сословие - капитализм, пролетариат - коммунистический строй, когнитариат создаст ноосферу.

Тут возникает вопрос, как образовалась из антагонизма междоусобицы гармония междоусобицы? Гармония междоусобицы есть как бы возврат к становлению междоусобицы, как возврат к отрицанию феодальной пирамиды, что есть проявление возникновения или осознания свободы личности. Стадия становления антагонизма междоусобицы отрицает это отрицание феодальной пирамиды, то есть вновь утверждает феодальную пирамиду. Антагонизм антагонизма междоусобицы возвращается к отрицанию феодальной пирамиды. Наконец, в гармонии антагонизма междоусобицы возвращается утверждение феодальной пирамиды. Но стадия антагонизма гармонии антагонизма междоусобицы должна испытать конвергенцию, в которой происходит реставрация антагонизма антагонизма междоусобицы с его отрицанием феодальной пирамиды. Конвергенция отрицания и утверждения феодальной пирамиды привело к появлению раздвоенного сознания и возможности проявления свободы воли в зависимости от ситуации. В данном случае этот процесс проходил в рамках эволюции религиозного мировоззрения. Возникшая свобода воли позволила перейти к гармонии гармонии антагонизма междоусобицы, а затем и к гармонии междоусобицы. Образование свободы воли есть возврат к становлению междоусобицы хотя бы в рамках абстрактного мышления. Самосознание достигло уровня свободы воли. Понятно, что свобода воли в рамках самосознания могла быть обобщена, то есть принята обществом, посредством идей религиозного самосознания и проявилась в виде крестовых походов в Палестину.

Феодализм, а точнее его антагонизм (междоусобица) и антагонизм междоусобицы, есть переломный пункт в развитии Материи. После него развитие идёт по восходящей ветви сети противоречий, когда достижение гармонии вызывает необходимость достигнуть следующую гармонию высшего порядка. Получается, переломный пункт развития Материи определяется возникновением свободы воли в самосознании человека. Также надо заметить, что в дальнейшем появление третьей силы как результат конвергенции антагонизма гармонии требует возникновения свободы воли человека на новом уровне. Следовательно, развитие Материи на восходящей ветви сети противоречий идёт с помощью сознания человека.

Абстрактная сеть противоречий построена на смене этапов развития противоречия - становление, антагонизм, гармония. Но и каждый из этих этапов также содержит свои три этапа - становление, антагонизм, гармония, и так до бесконечности. Абстрактная сеть противоречий обладает свойствами фрактала, который можно рассматривать в любом масштабе. Дело в том, что любая абстрактная схема, любая теория стремится в бесконечность. Всякая теория стремится стать теорией всего. Но, как выразился Кузьма Прутков, нельзя объять необъятное. Зенон в своих апориях показал, что абстрактное мышление уводит в бесконечность - Ахиллес не может сдвинуться с места, так как для того, чтобы ему сделать шаг надо пройти полшага и так далее до бесконечности. Математика преодолела такую бесконечность с помощью бесконечно малых, то есть с помощью той же бесконечности. Бесконечность есть ПОКОЙ, ибо для каждого действия бесконечность найдёт противодействие. Но в ней же есть системное качество или принцип системности, который открывает путь для раздвоения и развития. Аналогия, фрактальность, упорядочивание и развитие суть производные бесконечности.

Теория развития является методом познания и она ограничена практикой познания. Также существует принцип системности или системное качество, который определяет масштаб исследования. Например, социосферу можно начинать исследовать только в масштабе коллектива людей, в масштабе общины и выше.

Сейчас мы наблюдаем социализм как реставрацию эксплуататорского строя в рамках коммунистического строя (социализм как конвергенция). В РФ конвергенция достигла гармонии (квазикапитализм). Конвергенция должна произвести третью силу для второго отрицания в рамках коммунистического строя, для перехода к коммунизму как гармонии коммунистического строя. И такая же сила послужит движущей силой для перехода из социосферы в ноосферу, для второго отрицания (отрицания отрицания) в рамках Живой Материи. Такой силой станет когнитариат, возникший в сети обмена информацией путём создания познавательных отношений и превратившийся в организованную силу благодаря созданной им иерархии - технократии. Сущностью когнитариата станет практика познания (то есть добыча информации), которая установит примат над общественной практикой.

Предназначение конвергенции

Итак, сущностью и предназначением конвергенции на стадии антагонизма гармонии является создание третьей силы, которая, с одной стороны, должна будет помочь переходу из антагонизма в гармонию гармонии, то есть осуществить отрицание отрицания в рамках гармонии. А с другой стороны, эта третья сила должна осуществить отрицание отрицания в виде революционного раздвоения, в виде дивергенции антагонизма высшего порядка, содержащего гармонию, антагонизм которой испытал конвергенцию. Следовательно, третья сила имеет двойственный характер, обладает амбивалентностью. Возникнув в рамках антагонизма гармонии в условиях клинча противоположностей она становится компромиссом ведущей противоположности, испытывающей косвенный примат, и ведомой противоположностью, которая стремится направить её против ведущей противоположности.

В результате возникает гармония гармонии, в которой равновесие двух противоположностей, ранее вошедших в клинч, устанавливается третьей силой и, потому, она становится необходимой, ибо борьба с нею объединяет обе противоположности. Но так как третья сила есть скрытое раздвоение ведущей противоположности, то она несёт с собой внутреннее содержание этой ведущей противоположности, и в силу этого ведущая противоположность устанавливает примат над ведомой противоположностью. Ключевым моментом в ходе появления третьей силы, в ходе скрытого раздвоения, является отрицание не только этой ведущей противоположности гармонии, но в её обличье и всего противоречия, содержащего данную гармонию. Получается, что появление третьей силы как результат конвергенции антагонизма гармонии в ходе скрытого раздвоения ведущей противоположности даёт возможность отрицания отрицания.

Указанный механизм разработан на примере возникновения рабочего движения в капитализме, его роли в переходе капитализма к третьей стадии, к империализму, и роли пролетариата в отрицании отрицания эксплуататорского строя. Рабочее движение начиналось в рамках меновых отношений требованием справедливого обмена рабочей силы. Но так как этого можно было добиться только силовым методом, рабочие были вынуждены объединить свои усилия и стать коллективом против мира эксплуататоров. Именно коллективизм и трудовые отношения стали той силой, что низведёт потом эксплуататорский строй. Таким образом, рабочее движение имеет амбивалентную природу - с одной стороны оно хочет остаться в рамках меновых отношений, добившись справедливого обменного курса для рабочего времени, но, с другой стороны, оно может добиться своего только под угрозой отрицания системы меновых отношений, что открывает путь в коммунистический строй. При этом ключевую роль в образовании рабочего движения играет свобода воли в рамках самосознания рабочих.

Конвергенция на стадии антагонизма коммунистического строя произведёт в качестве третьей силы движение разумных энтузиастов (когнитариат). Его двойственность будет состоять в стремлении встроиться в бюрократию в виде технократии, но для этого придётся создать мировоззрение развития уже на основе практики познания, а не на основе общественной практики, то есть создать угрозу перехода в ноосферу. Свобода воли в данном случае будет состоять в синтезе знания на основе теории развития и в разумном развитии.

Итак,можно привести следующую последовательность конвергенции:
- Антагонизм гармонии междоусобицы - (оформление бюрократии) - Гармония гармонии междоусобицы,
- Антагонизм абсолютизма - (образование третьего сословия) - Гармония абсолютизма,
- Антагонизм капитализма - (образование рабочего движения) - Империализм,
- Антагонизм коммунистического строя - (возникновение когнитариата) - Коммунизм,
- Антагонизм ноосферы - (теория познания) - Гармония ноосферы,

Замечательно то обстоятельство, что в ряду третьих сил как зародышей новых систем происходит чередование приоритета развития и упорядочивания.

Приоритет развития: свобода воли в самосознании ~> междоусобица, торговое сословие ~> капитализм, разумные энтузиасты ~> ноосфера.

Приоритет упорядочивания: бюрократическая система ~> абсолютизм, диктатура пролетариата ~> коммунистический строй, диктатура теории познания ~> Разумная Материя.

Приоритет развития создаётся свободой воли, если она способна объединить людей в общественные группы или классы. Например, самосознание, достигшее уровня свободы воли, создало условия для междоусобицы, а в новых социальных условиях создало класс торговцев и обеспечило установление капитализма. Свобода воли уже в не в рамках самосознания, а в рамках разума, сменившего самосознание в процессе синтеза знания, создаст условия для разумного развития в ноосфере (Маркс: Философы должны изменить мир).

Приоритет упорядочивания создаётся как отрицание достигнутой свободы воли. Например, бюрократическая система как отрицание достигнутой свободы воли междоусобицы и необходимое условие её существования, диктатура пролетариата как абстрактное отрицание достигнутой свободы воли меновых отношений и необходимое условие существования гармонии капитализма, диктатура теории познания как абстрактное отрицание достигнутой свободы воли практики познания и необходимое условие существования гармонии ноосферы.

Гармония гармонии Живой Материи (гармония ноосферы) перейдёт без скачка в гармонию гармонии Материи, разумное упорядочивание как продолжение диктатуры теории познания гармонии ноосферы и необходимое условие существования Разумной Материи.

Третья сила с приоритетом упорядочивания создаётся в ходе конвергенции как некий возврат к становлению:
- бюрократическая система как возврат к становлению феодализма (как возврат к феодальной пирамиде),
- диктатура пролетариата как возврат к становлению социосферы (как возврат к первобытной общине),
- диктатура теории познания как возврат к становлению Живой Материи (как возврат к биосфере).
- разумное упорядочивание как возврат к становлению Материи (как возврат к Неживой Материи).

Третья сила с приоритетом развития создаётся в ходе конвергенции как некий возврат к Виртуальности путём абстрактного отрицания в форме свободы воли. Антропоцентризм, поэтому, приобретает теоретическое обоснование в рамках теории развития. Даже если антропоцентризм переходит в витацентризм в рамках ноосферы как гармонии Живой Материи или переходит в рациоцентризм в рамках Разумной Материи как гармонии Материи, то в основе всегда находится человеческое абстрактное мышление и свобода воли. Ибо социосфера есть переломный пункт развития Материи, после которого развитие протекает с участием сознания, абстрактного мышления и возрастающей роли Виртуальности.

Конвергенция:
антагонизма абсолютизма произвела третье сословие как третью силу между монархом и фрондой, с угрозой возврата к становлению эксплуататорского строя,
антагонизма капитализма - произвела социал-демократию как третью силу между буржуазией и квазифеодалами с угрозой возврата к становлению социосферы,
антагонизма коммунистического строя - произведёт технократию как третью силу между бюрократией и квазибуржуазией с угрозой возврата к становлению Живой Материи,
антагонизма ноосферы - произведёт когнитократию (диктатура теории познания) с угрозой возврата к становлению Материи,

Антагонизм ноосферы, то есть антагонизм гармонии Живой Материи, в результате конвергенции социосферы с ноосферой готовит раздвоение Живой Материи с появлением Разумной Материи. Точно так же конвергенция антагонизма гармонии эксплуататорского строя (конвергенция феодализма с капитализмом) подготовила раздвоение эксплуататорского строя с выделением коммунистического строя или конвергенция антагонимза гармонии социосферы (конвергенция эксплуататорского строя с коммунистическим строем) готовит раздвоение социосферы с образованием ноосферы. Но отличие состоит в том, что возникшая Разумная Материя будет гармонией гармонии, а не гармонией антагонизма, как коммунистический строй и ноосфера. Возникшая Разумная Материя явится гармонией Материи. Материя есть гармония БЫТИЯ, а БЫТИЕ есть антагонизм КОСМОСА. Соответственно, антагонизм гармонии БЫТИЯ, то есть Живая Материя, должен испытать конвергенцию с образованием третьей силы, которая в последующем вызовет раздвоение БЫТИЯ с выделением ПОРЯДКА в качестве гармонии КОСМОСА.



Конвергенция Живой Материи как антагонизма Материи состоит в реставрации предшествующего Материи агтагонизма БЫТИЯ, то есть в реставрации Виртуальности. По аналогии с реставрацией эксплуататорского строя социализмом, реставрация Виртуальности в Живой Материей проходит три стадии, соответствующие биосфере, социосфере и ноосфере. Конвергенцию Материи и Виртуальности завершит ноосфера. Следовательно, антагонизм ноосферы произведёт ту третью силу, что необходима для гармоничного сосуществования социосферы и ноосферы в рамках гармонии ноосферы (гармония гармонии Живой Материи) посредством сосуществования Материи и Виртуальности и станет средством создания Разумной Материи как гармонии Материи (гармония гармонии БЫТИЯ). Взаимодействие Разумной Материи с Виртуальностью с помощью разумного упорядочивания вызовет раздвоение БЫТИЯ с появлением ПОРЯДКА.

Интересно, что конвергенция на стадии антагонизма гармонии сменяется обратной конвергенцей гармонии гармонии под влиянием новой системы, образовавшейся вслед за гармонией гармонии. Например, после образования империализма произошла обратная конвергенция абсолютизма с капитализмом, вызвавшая распад феодализма и пролетарскую революцию. Также можно полагать, что после образования коммунизма произойдёт обратная конвергенция империализма с коммунистическим строем, что приведёт к распаду эксплуататорского строя и ноосферной революции.

Рассмотрим эволюцию реставрации Виртуальности в антагонизме Материи (Живая Материя), в биосфере, социосфере и ноосфере. В биосфере стихийная добыча информации преобладает над передачей информации. В социосфере передача информации стремится установить примат над добычей информации (над познанием), а в ноосфере познание возвращает свой примат над передачей информации.

В социосфере борьба познания с передачей информации создаёт сознание людей. Сознание образуется при обобществлении поступающей информации. Самосознание есть индивидуальное отрицание общественного сознания. Поэтому в самосознании становится возможен абстрактный примат добычи информации над передачей информации и становится возможной свобода воли. Итак, свобода воли осуществяется только через познание и по плану. Возврат к общественному сознанию под контролем теории познания означает переход к разуму, который займётся синтезом знания, получаемого самосознанием. Но разум есть возврат к сознанию как обобществлённому сознанию в форме мировоззрения, включившему самосознание в виде его отрицания. Противоречие самосознания и разума на этапе антагонизма разума выльется их конвергенцией, которая произведёт третью силу в виде разумных энтузиастов, которые перенесут свободу воли в рамки разума. Следовательно, образуется два разума, один разум как обобществление полученной информации, и второй, как реализация свободы воли в познании, что означает примат практики познания над общественной практикой. Этим разумам соответствует мировоззрение потребления и мировоззрение развития. Борьба этих мировоззрений приведёт к дивергенции социосферы с образованием ноосферы.

Свобода воли как социальное явление:
- свобода воли в самосознании, образовавшаяся в ходе конвергенции на фазе антагонизма стадии гармонии этапа антагонизма междоусобицы,
- торговое сословие, оформленное как обобществление свободы воли купи-продай, образовавшееся в ходе конвергенции междоусобицы и абсолютизма на стадии антагонизма абсолютизма,
- разумное развитие как реализация свободы воли движения разумных энтузиастов, образующееся в ходе конвергенции эксплуататорского строя и коммунистического строя на стадии антагонизма коммунистического строя. Свобода воли может быть только свободой мышления, но не всякого мышления, а мышления для развития общества.

БЫТИЕ - антагонизм КОСМОСА, ПОРЯДОК - гармония КОСМОСА. Если КОСМОС - антагонизм, то возможна его аналогия в отношении развития, в отношении перехода к гармонии, в отношении перехода к ПОРЯДКУ, с Живой Материей или социосферой, но не с Разумной Материей, так как последняя есть гармония Материи.

Как заметил Гёте в "Фаусте" - все бредят освобождением, но на самом деле происходит порабощенья спор с порабощеньем. Если движущим противоречием БЫТИЯ является противоречие развития против всеобщей связи, то это же БЫТИЕ представляет собой антагонизм КОСМОСА с движущим противоречием упорядочивания против свободы. Следовательно, примат развития в БЫТИИ есть косвенный примат упорядочивания над свободой в антагонизме КОСМОСА, то есть в БЫТИИ свобода пытается взять верх над упорядочиванием посредством развития.

Предполагается следующая последовательность и место образования новых систем: ноосфера - США, Разумная Материя - Китай, ПОРЯДОК - Индия.

Теория развития как метод познания
ПРОЕКТ НООСФЕРА КАК УПОРЯДОЧИВАНИЕ
Управление синтезом

Previous post Next post
Up