Jun 30, 2023 11:30
"Коммунизм есть необходимая форма и энергический принцип ближайшего будущего, но как таковой коммунизм не есть цель человеческого развития, форма человеческого общества."
"ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА
К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.42, стр. 41-174
Маркс полагал, что идея коммунизма есть лозунг (энергический принцип) для развития общества, но не есть цель человеческого развития в качестве формы человеческого общества. Сама идея коммунизма должна пройти развитие от грубого коммунизма, который "есть только форма проявления гнусности частной собственности, желающей утвердить себя в качестве положительной общности."
На втором этапе "коммунизм уже мыслит себя как реинтеграцию или возвращение человека к самому себе, как уничтожение человеческого само отчуждения; но так как он еще не уяснил себе положительной сущности частной собственности и не постиг еще человеческой природы потребности, то он тоже еще находится в плену у частной собственности и заражен ею." Замечу, что мы находимся на втором этапе.
Наконец, на третьем этапе, этапе действительного коммунизма, коммунизм представляется "как положительное упразднение частной собственности - этого само отчуждения человека - и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека; а потому как полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства предшествующего развития, возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т.е. человечному.". По-видимому, Маркс предполагал стирание граней между частной и общественной собственностью, когда всякая частная собственность выступает как часть общественной собственности, то есть подчинена последней.
"Но как таковой коммунизм не есть цель человеческого развития". У человеческого развития есть сверхзадача. В 1845 году Маркс в Тезисах о Фейербахе написал: философы должны изменить мир. Следовательно, такой сверхзадачей человеческого развития должен стать примат практики познания над общественной практикой, то есть, в современном понимании, сверхзадачей человеческого развития должна стать ноосфера. Сама идея главенства познания над общественной практикой восходит к Платону. По-видимому, действительный коммунизм требует разумного развития и, поэтому, не может существовать без зародышей и ростков ноосферы.
Итак, примитивная идея коммунизма должна пройти путь развития, чтобы стать идеей действительного коммунизма. Нет ли здесь идеализма? Получается, что идеи должны опережать действительность, чтобы эта действительность развивалась. Но при этом идеи возникают в ходе отражения действительности (Ленин). Этот тупик преодолевается свободой воли.
Примитивная идея коммунизма отвергает свободу воли с порога, ибо изначально подавляет индивидуализм. Но в ходе развития индивидуум осознаёт себя частью общества, а общество признаёт необходимость свободы воли индивида. "Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, - является проявлением и утверждением общественной жизни." "Но даже и тогда, когда я занимаюсь научной и т. п. деятельностью, - деятельностью, которую я только в редких случаях могу осуществлять в непосредственном общении с другими, - даже и тогда я занят общественной деятельностью, потому что я действую как человек."
Свобода воли может быть только свободой мышления, но не всякого мышления, а мышления для развития общества, ибо всякое другое мышление не является свободным. Свобода существует там, где возникает или производится новое. Поэтому свобода воли может быть реализована только в практике познания, в ходе развития познания. Следовательно, свобода воли есть непосредственное проявление инстинкта любопытства. Инстинкт любопытства посредством практики познания будет управлять общественной практикой, в которой инстинкт доминирования посредством бюрократии будет управлять инстинктом потребления.