Акция помощи Японии, ко всеобщему сожалению, началась со скандала, связанного со сбором средств. 11 марта 2011 г. на официальном сайте МИДа России появилось сообщение о сборе пожертвований. Получателем стал фонд «Созидание», занимавшийся ранее исключительно благотворительными акциями для детей. Через некоторое время на сайте МИДа появилось сообщение, что в реквизитах допущена ошибка. Информацию убрали. Официальным получателем пожертвований стал Международный Красный Крест. Фонд «Созидание» в официальных интервью сообщил, что не имеет к этому счету никакого отношения. В Живом Журнале фонда
(
http://bf-sozidanie.livejournal.com/164565.html) от 15 марта директор Е. Смирнова пишет: «мы сами не открывали валютного счета в принципе, да и счет в иейнах, долларах и рублях для пострадавших мы сами не могли открыть, поскольку были выходные дни. Это сделал СберБанк, когда и объявил, что фонд «Созидание» будет собирать средства для Японии. Через какое-то время, в этот же день, объявили, что счет опубликован с ошибками. Ни на своем сайте, ни в ЖЖ мы не публиковали номера счетов. Но все средства, которые на них поступили за это время, будут перечислены в Красный Крест. На официальном сайте фонда (
http://www.bf-sozidanie.ru/) мы можем найти заметку о том, что все средства собранные на счетах БФ «Созидание» в размере 81 842 рубля, поступившие для этих целей - 25. 03.2011г. перечислены на реквизиты Российского Красного Креста. Стоит предполагать, что многие СМИ успели опубликовать у себя ошибочный номер счета, и люди начали переводить средства. Кому принадлежал ошибочный счет, опубликованный в первые часы трагедии, и сколько средств удалось собрать - остается неизвестным. СберБанк России официальную позицию по этому вопросу не публикует. Официальный пресс-релиз об открытии счета, где получателем указан Красный Крест, СберБанк поместил на свой сайт только 14 марта.
По России прошло несколько самостоятельных крупных акций по сбору средств японцам. В Москве - это инициатива компании Dentsu-Smart - совместного проекта старейшей транснациональной коммуникативной компании Dentsu (штаб-квартира которой находится в Токио) и российской «Видео-Интернешнл». Совместно с АКАРом (Ассоциацией коммуникативных агентств России) 16 марта открыли сайт www.savejapan.ru, где опубликовали реквизиты Посольства Японии в России и счета Российского Красного Креста в г. Москве. Эту акцию поддержали порядка пятидесяти коммуникативных агентств и средств массовой информации. Интернет-ресурсы размещали банер с логотипом акции. Этот же логотип был напечатан на наружной рекламе, которая появилась на улицах Москвы. В других городах подобной наружной рекламы нет. К акции подключился Мегафон, аннонсировав сбор средств через СМС-сервис. Интересно то, что на официальном сайте «Мегафона» не указан получатеь платежа. Партнером мегафоновской инициативы выступил Qiwi, компания-система платежных терминалов. (Надо заметить, что в январе 2011 г. Mitsui & Co - одна из ведущих корпораций Японии - приобрела 14,9% акций QIWI Ltd.). На официальном сайте Qiwi получателем средств указан Российский Красный Крест.
В Петербурге мой сайт, helpingjapan.ru, с начала своего существования (также с 16 марта) опубликовал номер счета на Яндекс.Деньги и платежные реквизиты Японского Красного Креста. С помощью сайта удалось собрать порядка тридцати тысяч рублей.
Портал Molotok.ru опубликовал банковские реквизиты Посольства Японии в России и реквизиты Российского Красного Креста. Акцию поддержали некоторые Петербургские компании и СМИ.
Российский Красный Крест при поддержке сервиса онлайн-дневников LiveJournal и ведущего общественно-политического средства массовой информации Газета.Ru объявили о сборе средств для пострадавших от стихийных бедствий в Японии. Получателем платежа было указано Приморское краевое отделение Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест». Эти же реквизиты были указаны на официальном сайте Российского Красного Креста (
http://www.redcross.ru/). В ходе личного телефонного разговора с Кленицкой Татьяной Борисовной, руководителем пресс-центра российского общества Красного Креста, выяснилось, что причиной сбора средств Приморским краем является обеспокоенность вопросом потенциальных жертв и беженцев из Японии. Этот факт подтверждается тем, что Турецкий Полумесяц прислал самолет с теплыми вещами и одеялами именно в Приморский край. Но комментарий от Приморского отделения имеет противоположный смысл: «Счет уже открыт, и поступившие на него средства будут перечислены в головное отделение Российского Красного креста, а оттуда - в Японский Красный Крест», - сказала председатель местного отделения Надежда Ильина (
http://smi2.ru/Dimac/c556509/).
За период с 15 марта по 11 апреля на расчетный счет Российского Красного Креста поступило пожертвований от более 2800 человек на сумму более 11 580 000,00 рублей, а также от предприятий и организаций на сумму 25 370 000,00 рублей. Итого общий объем собранных средств составил более 36 950 065,00 рублей. (информация с сайта иркутского отделения Красного Креста
http://www.redcross-irkutsk.org/) Цифры странные, поскольку получается, что в среднем один человек жертвовал порядка 4500 рублей. Также маленьким выглядит количество жертвователей для 145-миллионной России; мне кажется, их должно быть больше.
По словам Кленицкой Татьяны Борисовны, двадцать семь миллионов из более, чем тридцати миллионов рублей уже перевели в Японию. Но официального подтверждения с японской стороны еще нет. На просьбу опубликовать банковские документы о переводе средств мне было сказано, что подобной практики в оранизации не существует (?!).
По итогу мониторинга Интеренета и личных бесед можно прийти к выводу, что пожертвования для японцев в России собирают:
- Посольство и консульства на свои счета или наличными средствами (направляя в Японский Красный Крест).
- Российский Красный Крест через отделение г. Москвы.
- Российский Красный Крест через отделение Приморского края.
- Японский Красный Крест.
Таким образом, понять, как именно, на каких именно счетах отделений Российского Красного Креста аккумулируются средства, а главное, кто и как передает эти средства японской стороне, практически невозможно. К сожалению, предложенная нам система по сбору средств абсолютно непрозрачна. Жертвователи не могут видеть официальную статистику, выписки со счета, платежных поручений о переводе средств. Даже обычного графика, как это делает Википедия, когда собирает пожертвования. Таким образом мы не имеем возможности сравнивать собственную помощь с помощью остальных стран. И можно бесконечно долго обижаться на японские СМИ за то, что не каждый японец знает, что в Японии работали русские спасатели, а в самой России были организованы сборы средств и благотворительные акции, получается, что мы сами неинтегрированы в международные процессы по вине как собственных общественных организаций, так и по вине собственной пассивности.
Дмитрий Юрков