Юзер
evo_lutio пишет: "Когда идет речь о каких-то явлениях, выходящих за рамки того, что принято считать нормой, основной позицией комментаторов становится идея: «деструктивное поведение - свойство патологической личности». Вот это представление о том, что в личности под воздействием генетических особенностей или детских травм возникает патология, которая только одна и повинна в разрушительном или саморазрушительном поведении, является, на мой взгляд, вредным обобщением, мешающим увидеть проблему. Каждый раз (начиная с 19 века особенно, до этого верили во влияние бесов), когда идет разбор какого-то деструктивного явления, причины этого предлагается искать не в динамике явления, а в «дурных наклонностях» человека (жертвы или преступника, или того и другого), которые возникли либо под воздействием «плохой наследственности» (отсюда весь спектр социального дарвинизма: нацизма и расизма) либо под воздействием плохого воспитания и «детских травм» (отсюда хлеб психотерапевтов). Не умаляя труда генетиков и психотерапевтов, я хочу обратить внимание на главную причину деструктивного поведения - динамическое изменение личности в деструктивной ситуации".
Совершенно верно, на мой взгляд.
У Поланского был такой фильм "Смерть и дева". Там женщина случайно встречает человека, который был врачом в застенках, где ее пытали во времена диктатуры, и систематически насиловал ее, после перенесенных пыток неспособную к сопротивлению. Два часа экранного времени она пытается доказать мужу, что этот славный парень - именно то чудовище, с которым она сталкивалась (ибо он ей завязывал глаза, поэтому ее аргументация, на взгляд мужа, не 100 %). Два часа у славного парня "ни в одном глазу": он искренне сочувствует бывшей жертве режима, он полон таких естественных эмоциональных реакций, что зритель начинает постепенно недоумевать, а, может, баба, того, с глузду съехала? И под конец фильма он признается. Он объясняет свое поведение тем, что, когда он попал туда, изначально он был в шоке от садизма, он жалел допрашиваемых, пытался облегчить их страдания, но потом - потом он понял "что тут иная реальность". И начал вести себя в соответствии с правилами этой реальности. Когда реальность снова изменилась, он стал примерным гражданином, любящим мужем и отцом. А почему нет?
Особенности пластичного мозга.
Можно привести мощную концепцию, что вседозволенность снимает "оковы" с подсознательной тяги к жестокости и унижению (см. все те же, любимые психоаналитиками, детские травмы), но, на мой взгляд, дело вовсе не в этом (или не только в этом), а именно в адаптивности.
Я часто думала о том, что миллионы фашистов, равнодушно (или с удовольствием) казнящих, пытающих и сжигающих в печах "врагов нации" или просто "не таких, как надо", вряд ли все поголовно люди, лишенные эмпатии и вообще чудовища.
Просто "ситуация такая". Мозг адаптируется. Мораль и нравственность - сие понятия, имеющие отношение к индивидуумам, у которых процессы торможения превалируют. Что как бы как раз "совершенно ненормально".