Dec 18, 2010 14:27
В связи с эволюцией производительных процессов, в результате которой на первый план выходит оригинальность мышления, залогом процветания любого общества на данный момент является именно относительная раскрепощенность его членов, или части членов. Увы, в традиционном исламском обществе личностная свобода репрессируется практически во всех ее проявлениях. В первую очередь это, конечно, касается сексуальной свободы. Отсутствие сексуальной удовлетворенности рушит пирамиду Маслоу, ингибирует все творческие процессы, приводит к инверсии в относительно "механические" области деятельности: от чрезмерных занятий физической культурой до занятия инженерией. Научные открытия делаются, разумеется, не коллективами, а гениями-индивидуалами, но ведь постиндустриальная эпоха означена даже не прогрессом натуральной науки, а развитием куда более оригинальных гуманитарных технологий. Невозможно представить нестагнирующее исламское общество (за примером можно обратиться как на юг, так и на север), если свобода сексуальности не будет гарантирована этическим кодом. Именно этот принцип должен быть первоочередным, если модернизация будет иметь место.
Для того, чтобы осознать необходимость создания и второго основного принципа модернизации - стимуляции риска и воспитания культуры риска - надо обратиться к изменениям, которые следует ожидать в исламском обществе в ближайшие полвека. С развитием подвижности мыслительных процессов неминуемо развитие атеистических воззрений в исламском обществе, что, как это не удивительно, не является оксюмороном. Примером может послужить совершенно коммунистическое общество Карматов, которое вне всяких сомнений оставалось исламским с точки зрения как этики, так и этнографии. "Подарок" в виде синонимичного смерти конца жизни, взамен 72 девственниц, не может быть принятым безболезненно рядовым мусульманином; выдвинув на первый план индивидуализм, исламское общество рискует мутировать в суперкласс интеллигенции, которая, как известно, во все времена вяла и безжизненна, не считая редких исключений. Элита, формируемая из нее, будет представлять собой интеллектуальный цвет уммы, однако не будет пассионарна в необходимой мере, чтобы мочь вести борьбу за выживание против других элит. Единовременное замещение традиционных инсентивов этическим кодом, который порицает пассивность и нерешительность, противопоставляя им умение рисковать в необходимой мере и в нужный момент, - обязательный фактор презервации инстинкта жизни джамаата.
Резюмируя, могу сказать только одно: "Я построю свой ислам! С блекджеком и шлюхами!"
заметки