адаптация к детскому саду

Sep 13, 2012 19:47

Сентябрь. Лето закончилось. Все возвращаются с загородных и заграничных курортов, и в развивающих группах появляются новые дети.
Очень хочется сохранять составы групп такими, какими они были в конце весны - чтобы все вернулись, ведь мы так привыкли друг к другу. Дети радостно приветствуют друг друга и бегут играть. Мамы-бабушки-няни мило общаются в родительской, делясь летними впечатлениями за кофе. И Специалистам и Помощникам (у нас это так называется, я имею ввиду педагогов, воспитателей) хорошо, ведь возвращаются их друзья. Можно примерно представлять, как будут идти занятия, мы уже знаем, чего можно ожидать от детей. Хотя, это весьма условно:) Нет смысла чего-то ожидать от детей, они развиваются и меняются каждый день своей жизни.

И вот, приходят Новички. Мамы переживают... как ребенок будет чувствовать и вести себя?

Адаптация в детской группе - процесс сложный, многослойный. Об этом процессе есть много статей, полезных и не очень. Постараюсь выразить своё видение.



Первое, на что обращают внимание родители - адаптация к жизни без них. Даже если ребенок имеет опыт пребывания в группе без мамы или няни, в каждой новой группе (да и в старой, после длительного перерыва) - к этому нужно привыкать заново. Даже если ребенок не плачет и не требует вернуть ему маму немедленно, нужно учитывать что его эмоциональное состояние не совсем стабильно.

Второе, тоже часто важное для родителей - адаптация к режиму. Важно, как ребенок воспринимает формальные правила, участвует ли вместе со всеми в том, что предлагают - "занимается" ли. Или сидит в игровой. Или носится, как молекула горячей воды, по всему клубу. На то, чтобы понять и принять правила, тоже нужно время.

Третье - адаптация к группе. Не все дошкольники, попадая в детский сад и подобные ему места, готовы выдерживать нахождение рядом другого ребенка. Часто приходится наблюдать, как переживает ребенок необходимость делить пространство, игрушки и заботящихся взрослых с кем-то ещё - агрессией, эмоциональным регрессом (тем, что обычно называют словом "истерика") или изоляцией.
Дошкольники только учатся дружить. Им часто очень хочется, чтоб другой ребенок их принял, но сами они этого другого принять не готовы - нормальный детский эгоцентризм.
Дошкольники редко могут дружить группами. Чаще они делятся на пары. Дружба "на троих" - явление почти не встречающееся, это тоже связано с особенностями возраста.
Новый ребенок, приходя в "сложившийся коллектив" (который на самом деле каждый день складывается в новую мозаику и бурлит, как вулкан), естественно испытывает трудности.

И ещё один важный момент, который часто оказывается вне поля зрения. Не только новый ребенок адаптируется к группе, но и наоборот. Группа адаптируется к каждому новому ребенку, и каждый член этой группы тоже.
Детям важна стабильность и понимание происходящего. Новый человек, приходя, эту стабильность разрушает. Он приносит с собой новое настроение, новые игры, новые отношения, он становится новой частью сложного организма под названием "детская группа". Поэтому изменения в коллективе могут стать кризисным моментом и для тех, кто уже, согласно всем учебникам, давно "адаптировался".

Период первичной адаптации длится примерно месяц, в том случае если вы ходите в группу постоянно. Это означает, что если за месяц по перечисленным пунктам у ребенка наблюдаются положительные сдвиги (вчера держал маму за руку, а сегодня отпустил; вчера сидел в игрушечном домике полдня, а сегодня ненадолго вышел...), то процесс идёт. И этот процесс не имеет завершения, потому что дети меняются, меняется группа. Но постепенно ребенок начинает обходиться с этими изменениями более уверенно и с меньшим стрессом. На это уходит примерно полгода, иногда больше.
Трудности в адаптации не всегда заметны. Это не обязательно слёзы и "хочу к маме". Ребенок, находясь в группе, может демонстрировать прекрасное настроение, но скорее всего будут наблюдаться другие признаки. Например, агрессивность - в группе и вне её.  Изменение отношений с родителями, вообще изменение поведения дома. Перепады настроений, утомляемость,  изменения в режиме сна и аппетите. Различные недомогания.

Почувствовать себя комфортно и стать в группе "своим" безусловно помогают специалисты по работе с детьми. Задача родителей - поддерживать ребенка в этот период, понимать происходящее и стараться не добавлять в его жизнь дополнительного стресса, хотя бы первые месяц-два. Под стрессом я здесь имею ввиду не только негативные изменения, но и любые изменения вообще - даже очень радостные, яркие и будоражащие впечатления, в период адаптации к детскому коллективу могут усилить тревогу ребенка.

бэби-клуб, дети

Previous post Next post
Up