Страсти по золотой рыбке

Apr 18, 2021 02:10

Для проекта  в Заповеднике сказок https://zapovednik-2005.livejournal.com/967376.html

- Уф, наконец закончил! - молодой критик дописал последнюю строчку и гордо откинулся в офисное кресло.- Все правки сделаны, теперь можно отправить на печать.
Принтер утробно заурчал, жадно кинулся глотать  чистые листы, втягивая их в себя и с удовольствием пробуя  на вкус.
Взяв в руки отпечатанный текст, новоявленный Белинский с огорчением  произнес:
 - В рукописном варианте, пожалуй, было побольше! Ну  ничего, краткость - сестра таланта.
Он стал любоваться своей талантливой сущностью в зеркале, и зеркало  озорно подмигнуло критику правым глазом. Или левым? Неважно, в общем выразило ему полную моральную поддержку.
 Утро следующего дня выдалось солнечным, свежий ветерок приятно холодил разгоряченное лицо, ноги сами несли автора к издательству. Приподнятое настроение не исчезло даже тогда, когда он подошел к заветной двери. Излучая флюиды добра, критик постучал  и, услышав утвердительное " да", вошел в кабинет.
- Вот! - он трепетно положил рукопись на стол редактора, затем, выпрямившись, застыл в позе  жены библейского Лота.
 Редактор, вернее редакторша, в нелепом костюме и с прической "вихри враждебные",  вся как будто состоявшая из острых углов,  язвительно взирала на посетителя. Ее глаза  из-под огромных в пол-лица желтоватых стекол очков пронизывали притихшего критика насквозь. Он сразу почувствовал себя маленьким и беззащитным.
- Очередная нетленка. Ну, ну , посмотрим, - сарказм в голосе мужеподобной властительницы кабинета  жалил похлеще укуса змеи.
Редакторша углубилась в чтение.  Уголки ненакрашенных губ презрительно опустились вниз. Густые брови сдвинулись, образовав сердитые складки.
"Не понравилось!"- холодея от ужаса, подумал несостоявшийся  критик.
Закончив  читать, дама еще раз смерила взглядом творца  с ног до головы.
- Присядьте, молодой человек! -провозгласила она громоподобным голосом, каким обычно судьи зачитывают приговор, . - Начнем, как говорится, разбор полетов.
Робко опустившись на краешек стула, критик приготовился выслушать свой приговор.
-Итак, оставим за скобками ваши восхваления автору поэмы и перейдем к некоторым нюансам. Вот вы пишете, что поэт в лице старухи высмеивает ее неудержимую жадность  и тупость. А не кажется ли вам, что он  имел в виду прямо противоположное?  Что он показал не тупость женщины , а её острый ум и предприимчивость?
- Но как?- робкий вопрос съежившегося молодого человека  прозвучал тоньше комариного писка.
- А вот так! - Редакторша резко рубанула воздух рукой сверху вниз,  будто пригвоздила критика к  позорному столбу. - Тридцать три года  женщина живет с неудачником-мужем в землянке. Готовит ему, стирает. Во что-то верит и надеется.  А муженек за эти годы даже корыто не смог новое смастерить, не то, что избу построить. Сетями дырявыми рыбу ловит.  А когда наконец ему счастье в виде золотой рыбки привалило, он, как настоящий лох, ее отпускает без всякого выкупа! Тут любая не выдержит, не то что многотерпеливая старуха. Да и какая она  старуха? Она старухой сделалась от такой жизни с горе -рыбаком!  Могла она упустить свой шанс? Нет, не могла . Да и не должна, ибо она настоящая женщина! Фемина! Венец творения! Посмотрите, как  быстро в гору пошла ее карьера! Как ловко она управляется со своими слугами, а потом с подданными! Смог бы этого достичь, будь на ее месте, муж-горемыка? Да никогда, ибо мужчины только и знают, как эксплуатировать женщин, превращая их в рабынь.
Пафос редакторши иссяк, и она замолчала.
- А владычица?- осторожно спросил критик.
- Что владычица?
- Старуха так и не стала владычицей...
- А зачем ей быть владычицей морской? Чтобы командовать всякими безмозглыми тварями? Чтобы рыбка была на посылках? Представляю, какая курьерша получится  из золотой рыбки.  Не смогла выпутаться из дырявой сети, а туда же: не буду подчиняться женщине!
Редакторша достала из сумочки сигареты и закурила. Струйки дыма причудливо извивались  и устремлялись ввысь вслед за мыслями их обладательницы.
Разбор полетов подошел к концу.
- В общем так, уважаемый. Исправьте недостатки и приходите в следующий раз.
 Критик уныло поплелся к двери.
- Рукопись заберите! Дерзайте, и будет вам удача!- напутственные слова донеслись из-за уже захлопнутой двери.Все надо было начинать сначала.

Прошла неделя.  Все это время критик  добросовестно старался учесть замечания  редакторши-феминистки, наступив на горло собственному мнению.
" Возможно, я чего-то недопонимаю, - размышлял он. - Ведь определенная логика  в рассуждених этой  странной женщины имеется. Старик и правда какой-то мямля. Нет, чтобы кулаком по столу  и заорать: я здесь хозяин!   А он поплелся к морю с просьбой к рыбке. Терпила, в общем!"
Так  постепенно, страница за страницей, возникал новый литературоведческий шедевр в духе последних веяний времени. Завершив свой труд выводом, что женская энергия является основой основ, критик  снова отправил свое творение на распечатку.
Помигав лампочками, принтер нехотя начал работать. При выходе текст получился бледноватым по цвету.
" Должно быть, чернила заканчиваются. Не забыть бы заправить катриджи, " - подумал умаявшийся искатель смыслов, и взглянул на себя в зеркало. Зеркало изобразило серьезность и озабоченнось.
 Утро не обрадовало. Солнце  играло с тучами в прятки, ветер несколько раз срывал с головы озабоченного пешехода  шляпу. Путь к редакции показался длиннее обычного.
 Вот и знакомый кабинет. Критик невольно замешкался.
 - Вы ко мне? Проходите! Садитесь!  Я вас внимательно слушаю!- скороговоркой затараторил лысоватый человек средних лет, поднимаясь навстречу из-за редакторского стола и эффектным жестом указывая  на стул.
- А где ...Здесь раньше женщина была! - растерянно пробормотал ошарашенный посетитель, не решаясь подойти поближе.
 - Аделаида Петровна? Она уволилась.  Проходите не стесняйтесь. Что там у вас, показывайте!- новый редактор почти выхватил из его рук рукопись.
- Так-с, посмотрим, посмотрим, - редактор быстро пролистывал страницы. - Нет, это никуда не годится, это кое-как, это, можно оставить, да,батенька, не шедевр,не шедевр, но и не безнадежно.
Увидев недоумение в глазах вконец растерявшегося критика,  напористый редактор перешел в наступление.
- Я вам объясню. Видите ли, вы не там ищете. Идея данной поэмы кроется в отношении человека с природой. Вы заметили, как меняется море, когда старик к нему приходит?
 Морская стихия ведет себя как единый живой организм, настраивается на  одну волну с человеком. Она посылает ему сигналы. Но человек, в силу своего несовершенства этого не слышит. Он продолжает ловить рыбу, нанося морской фауне определенный ущерб. Море терпит, понимая. что человеку необходимо пропитание. Но когда старик поймал краснокнижную золотую рыбку...
- Простите, но во времена Пушкина понятия не имели о Красной Книге! -  критик пытался робко  сопротивляться.
- А в том и состоит гениальность поэта, что он ее  предвидел!  Иначе бы не стал бы называть рыбку золотой, то есть  особо ценной, подлежащей охране и особому учету! Надеюсь вы меня поняли, молодой человек. Зеленые идеи правят миром. И чтобы вы не выглядели ретроградом, поменяйте в своей статье концепцию и снова приходите. Мы вас с удовольствием примем!
 И редактор- эколог любезно проводил к двери  оглушенного таким поворотом критика.

Прошло две недели.  Критическая статья, согласно новой концепции, не клеилась. Критик взглянул на себя в зеркало. Оттуда на него глянул некий субъект с осунувшимся лицом  и потухшим взглядом.
" Тоска зеленая!" - пробормотал субъект и подошел к столу, заваленному стопками смятых листов,  а затем резким движением смахнул их со стола.
"Нет, всё-таки надо сосредоточиться. Действительно, почему рыбка золотая, и появилась  только одна? Может, она последняя представительница чудом  сохранившегося вида? А старик  отпустил ее в море не только из жалости, а потому, что прекрасно  понимал, какой она ценный экземпляр из  семейства рыбьих?"
Мысли, как шестеренки, со скрипом начали работать в нужном направлении. Через некоторе время труд о том, как А.С. Пушкин опередил свое время и в аллегорической форме рассказал  будущему человечеству о важности экологических проблем, был закончен и отправлен печататься.
Принтер, хотя и был заправлен новыми чернилами, долго артачился, затем все же стал работать, зажевав при этом несколько листов.
Уже без всякого энтузиазма, даже не просмотрев рукопись, критик поплелся в редакцию.
 На улице шел дождь. Зонтик был оставлен дома и страдальцу зеленой концепции пришлось вернуться за ним, а потом снова брести, шлепая по лужам, под удивленные взгляды прохожих.
 Когда наконец он оказался  в долгожданном кабинете то уже почти не удивился, увидев за столом другого человека. На этот раз это был щуплый старичок, одетый по-домашнему в серый свитер, поверх которого ярким пятном  выделялся галстук  красного цвета. Вкрадчивым, мягким тембром голоса  редактор старался изо всех сил расположить к себе собеседника, но критик все равно почувствовал какой-то подвох.
- Ну что же, вы несомненно молодец. Очень оригинальная трактовка. Проделана громадная исследовательская работа. Поздравляю вас.
Критик немного оживился, но продолжал ждать слова "но". И это слово прозвучало.  Да еще  как!
 Речь редактора  была похожа на речь революционного трибуна. Он говорил о несправедливом устройстве общества, где такие трудяги, как старик вынуждены жить в нечеловеческих условиях в землянке и рыбачить, чтобы  заработать на кусок хлеба. Дальше он продолжил вещать о том, как несправедливое общество развращает  неопытных  людей, таких, как жена старика. И отказ рыбки выполнить последнюю просьбу - это призыв к сопротивлению.
- Надо бороться! И бороться даже тогда, когда кажется, что  что силы  на исходе. И победа обязательно придет, это я вам, как социолог, говорю! - старик закончил свою речь и с гордостью за себя взглянул на критика.
 - Да, да, я понимаю.  Я обязательно все исправлю. Именно так, как вы и говорите.
 Критик бросился бежать из кабинета, оставив свой эпически-критический труд  на столе.
 Дождь кончился, и солнце  стало согревать умытые дождем дереья, похорошевшие дома и улицы.
- Я свободен! - пело  в душе у критика. - Долой концепции!  Да здравствует золотая рыбка, нашедшая единственно правильный путь, чтобы обломать взбесившуюся старуху. Всего-то только и нужно - вовремя уйти,соскочить,бросить, отвернуться . Нельзя угодить всем!  Нужно  только понять, что первое принятое решение - единственно правильное. И пусть весь мир подождет!
 С этими мыслями свободный критик отправился в ресторан" Золотая рыбка", чтобы отпраздновать свое новое воскрешение.

сказки для проекта

Previous post Next post
Up